Адрес: 105678, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 55 (Карта проезда)
Время работы: ПН-ПТ: с 9.00 до 18.00, СБ: с 9.00 до 14.00

Санитарно защитная зона водопровода: Рекомендации по соблюдению обязательных требований / КонсультантПлюс

Содержание

о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2. 1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

  • для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

  • для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;

  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

  • прокладка трубопроводов различного назначения;

  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

  • проживание людей;

  • применение ядохимикатов и удобрений;

  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

  • применение удобрений и ядохимикатов;

  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

  • Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

  • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

  • согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

  • недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

  • все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

  • использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

  • сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

  • правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

  • проектную документацию с ее обоснованием;

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

  • экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6. 5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч. ), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.



[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).


Разработка проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) водозабора в Москве

✚ ЗСО водозабора — проектирование зон санитарной охраны для артезианских скважин и водопроводных сооружений по всей России от компании «ЭкоЭксперт».

К водопроводным сооружениям относятся трубы, открытые водоводы, водозаборы, водонапорные башни, насосы, устройства очистки, водоподготовки. Большая часть объектов находится рядом с источниками воды, наиболее часто — на самих водозаборах. Но есть исключения: на некоторые станции водоподготовки г. Москвы вода поступает по многокилометровым открытым водоводам. Оттуда потребителям уже по трубам подаётся обработанная, подготовленная вода надлежащего качества.

Устройство зон охраны водопроводных сооружений, а также самих сетей регламентируют два документа:

  • СанПиН № 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
  • Федеральный Закон от 30. 03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Пояса санитарной охраны сетей водоснабжения

Первый пояс

Выделяется для сооружений, расположенных вне водозабора, и составляет:

  • От резервуаров и систем водоподготовки не менее 30 метров.
  • От вспомогательных систем не менее 30 метров.
  • От водонапорных башен не менее 10 метров.

Если водопроводные объекты расположены внутри или в непосредственной близости от источника водозабора, то их территория первого пояса объединяется с зоной первого пояса источника. Простым языком: если водокачка стоит рядом со скважиной, отдельная зона первого пояса ей не нужна. Если на удалении от водозабора 500 метров, то ЗСО первого пояса водонапорной башни — 10 метров.

Санитарно-защитная полоса

Выделяется для линейных сооружений (водопроводов, водоводов, водозаборов) и составляет на практике от 10 до 50 метров (в зависимости от того, как санврач Роспотребнадзора будет трактовать п. 2.4.3. СанПин № 2.1.4.1110-02).

Второй и третий пояса

Для зоны водопроводов и водоводов не выделяются второй и третий пояса.

Посмотрите видео об особенностях лицензирования скважин

Сокращение зон санитарной охраны водопроводных сооружений

По согласованию проекта с Роспотребнадзором допускается сокращение охранной территории:

  • Проект для водонапорных башен — до 0 метров.
  • Проект для оборудования на узлах водозаборов и скважинах — до 10 метров.
  • Проект для сетей, проходящих по застроенной территории — по факту также до 0 метров.

Просто так охранную территорию ЗСО для водопроводов или систем очистки Роспотребнадзор не сократит — потребуется проект обоснования сокращения.

Проект зон санитарной охраны для водопроводных сооружений

Проект охраны водопровода чаще всего делается в составе проекта ЗСО для водозабора. Это связано с тем, что обычно после добычи из-под земли или из реки, водохранилища воду сразу же, на этой же площадке, очищают, закачивают в резервуары или водонапорные башни, затем раздают потребителям по трубам. Есть и исключения в проектах.

Фото 1. Оголовок эксплуатационной скважины и водопроводные трубы.

Ярким примером водопроводных сооружений в Московской области, для которых нужен проект ЗСО, является Восточная система водоснабжения, или Мытищинской водовод. На обычные водопроводные сети на практике не встречалось предписаний по разработке проекта; случаи разработки проекта ЗСО для сетей в малых или крупных городах нам неизвестны.

В проекте должны содержаться следующие данные:

  • Границы территории охраны, нанесённые на топографическую основу.
  • Список мероприятий, направленных на улучшение состояния ЗСО и предотвращение её загрязнения в будущем.
  • Режим, правила хозяйственного пользования территориями, которые входят в состав поясов зоны (ЗСО водопровода и водозабора).

После предоставления документации в соответствующие государственные органы, проект водозабора рассматривается. По результатам проект может быть утверждён или отклонён.

Каждая ЗСО водопровода должна иметь первый пояс и санитарный разрыв. Перед их организацией должен быть разработан проект территории охраны водозабора.

Сам процесс достаточно сложен, а нарушения могут повлечь административную или даже уголовную ответственность (в том случае, если пострадали люди). Доверьте эту работу специалистам компании «ЭкоЭксперт».

Вы можете также посмотреть цены на услуги, некоторые наши выполненные работы. Будут вопросы — обращайтесь!

 

Санитарные и охранные зоны сетей и сооружений водопровода и канализации

Санитарные и охранные зоны сооружений водопровода и канализации определяются санитарными нормами.

Охранные зоны источников питьевого водоснабжения — СанПиН 2.1.4.1110-02.

Санитарные зоны очистных сооружений канализации — СанПиН 2. 2.1/2.1.1.1200-03.


2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора — при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м — при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.4.2. Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии:
от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей — не менее 30 м;
от водонапорных башен — не менее 10 м;
от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др. ) — не менее 15 м.

Примечание:
1. По согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора первый пояс ЗСО для отдельно стоящих водонапорных башен, в зависимости от их конструктивных особенностей, может не устанавливаться.
2. При расположении водопроводных сооружений на территории объекта указанные расстояния допускается сокращать по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не менее чем до 10 м.

2.4.3. Ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:
а) при отсутствии грунтовых вод — не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;
б) при наличии грунтовых вод — не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.


Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2.

Таблица 7.1.2.

Сооружения для очистки сточных вод

Расстояние в м при расчетной производительности очистных сооружений в тыс. м3/сутки

до 0,2

более 0,2 до 5,0

более 5,0 до 50,0

более 50,0 до 280

Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения

15

20

20

30

Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброженных осадков, а также иловые площадки

150

200

400

500

Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях

100

150

300

400

Поля:

а) фильтрации

200

300

500

1000

б) орошения

150

200

400

1000

Биологические пруды

200

200

300

300

1. Размер СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м3/сутки, а также при принятии новых технологий очистки сточных вод и обработки осадка, следует устанавливать в соответствии с требованиями п. 4.8. настоящего нормативного документа.
2. Для полей фильтрации площадью до 0,5 га для полей орошения коммунального типа площадью до 1,0 га для сооружений механической и биологической очистки сточных вод производительностью до 50 м3/сутки, СЗЗ следует принимать размером 100 м.
3. Для полей подземной фильтрации пропускной способностью до 15 м3/сутки размер СЗЗ следует принимать размером 50 м.
4. Размер СЗЗ от сливных станций следует принимать 300 м.
5. Размер СЗЗ от очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории следует принимать 100 м, закрытого типа — 50 м.
6. От очистных сооружений и насосных станций производственной канализации, не расположенных на территории промышленных предприятий, как при самостоятельной очистке и перекачке производственных сточных вод, так и при совместной их очистке с бытовыми, размер СЗЗ следует принимать такими же, как для производств, от которых поступают сточные воды, но не менее указанных в табл. 7.1.2.
7. Размер СЗЗ от снеготаялок и снегосплавных пунктов до жилой территории следует принимать 100 м.


Наша проектная организация готова разработать для Вас проекты водоснабжения и канализации для объектов любой сложности на любом этапе проектирования.

В зонах санитарной охраны московского водопровода запретят строить

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    

Фото: www.strojdvor.ru

     

В частности, Правительству РФ поручено обеспечить до 1 февраля 2021 года внесение в российское законодательство изменений, предусматривающих:

• усиление правового режима зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе в части, касающейся ограничения использования земельных участков в границах этих зон для жилищного строительства, строительства промышленных и торговых объектов, объектов сельскохозяйственного назначения;

• унификацию норм, регулирующих земельные, водные и иные отношения, возникающие при санитарной охране источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

    

Источник: www. cf.ppt-online.org

     

• учёт при установлении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения размещаемых в этих зонах систем водоснабжения, водозаборных и иных сооружений, а также водосборных площадей водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

• дифференциацию правового режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поясов (подзон) этих зон с учётом географических, экономических, экологических и других факторов;

определение сроков и этапов установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

     

Фото: www.hsto.org

    

Конкретные поручения адресованы и властям субъектов Московского региона. Так, совместно с правительствами Москвы и Московской области Кабинету министров РФ до 15 марта поручено подготовить и представить предложения о применении нормативных правовых актов органов государственной власти РСФСР, предусматривающих установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения г. Москвы, до установления новых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы и Московской области.

Кроме того, правительствам Москвы и Московской области рекомендовано к этому же сроку принять меры по приостановлению строительства новых объектов капитального строительства, включая линейные объекты, в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы, установление которых предусмотрено нормативными правовыми актами органов государственной власти РСФСР, до установления новых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы и Московской области.

    

Фото: www.region.center

  

Наконец, Правительству РФ совместно с исполнительными властями двух субъектов Московского региона и специалистами РАН к 1 августа 2021 года поручено представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, направленных на установление новых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы и Московской области с учётом особенностей территорий, на которых расположены такие источники.

    

  

 

Суть изменений прокомментировал эксперт Павел Мельников (на фото).

«Москва — как известно, является портом пяти морей, — напомнил специалист. — Основной водной артерией является река Москва, она же — основной источник питьевого водоснабжения Московской агломерации. Снабжение столицы осуществляется за счет поверхностного стока, который попадает в реку, а из нее — на станции водоподготовки.

В западном направлении Москвы и Московской области (Новорижское, Ильинское, Рублевское шоссе) крупнейшие строительные компании реализуют масштабные девелоперские проекты, серьезные предприниматели имеют земельные активы и занимаются их развитием. На их бизнес, так или иначе, влияет наличие зоны санитарной охраны (ЗСО) Московского водопровода, в первую очередь — Рублевской станции водоподготовки.

Регулирование оборота, использование территории в границах этих зон осуществляется различными нормативными актами, включая Постановление Совнаркома РСФРС от 23. 05.1941 №355. Имеются определенные коллизии с нормативными актами, выпущенные в последнее время (СанПиН 2.1.4 1110-02 «Зоны санитарной охраны» и СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»).

Однако все эти акты накладывают существенные ограничения на использование территории, включая прямой запрет на строительство (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 25.09.2014 года №АПЛ14-393 и др.).

   

  

Отметим, что ст. 27 Земельного кодекса (ЗК РФ) также накладывает ограничение на предоставление в частную собственность участков в границах 1-го и 2-го пояса ЗСО. То есть существует значительный риск того, что государственная экспертиза откажется утверждать проектную документацию по объекта в границах 1-го и 2-го пояса, а имеющиеся градостроительные и строительные решения могут быть оспорены/отменены (как, это, например, произошло с ООО «Экодолье Шолохово» (Определение Верховного суда РФ от 24.05.2019 по делу №А41-9297/2018).

Кроме того, по иску природоохранной прокуратуры участки в границах 1-го и 2-го пояса могут быть истребованы из частной собственности. Особенно учитывая, что некоторые участки в частной собственности, расположенные в границах ЗСО, также находятся в границах береговой полосы водного объекта река Москва.

   

 

 

Понимая наличие этой проблемы, исполнительные органы Москвы и Московской области в прошлом году выпустили совместное Постановление №1705-ПП/970/44 от 17.12.2019. В нем установлено, что на территории Москвы и Московской области не подлежат применению правовые акты органов государственной власти РСФСР.

С точки зрения полномочий органов само это постановление достаточно спорное. Однако принятое решение вызвало серьезное публичное давление, и, как результат, Президент России дал поручения органам власти «рекомендовать Правительству Москвы и Правительству Московской области принять меры по приостановлению строительства новых объектов капитального строительства, включая линейные объекты, в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы».

Исходя из этого решения, можно прогнозировать заморозку инвестиционно-строительных проектов по участкам в границах 1-го и 2-го пояса зоны санитарной охраны Рублевской станции водоподготовки. С точки зрения жизни города такие принципиальные решения имеют свою логику развития и скорости принятия.

Так что позиция Президента России заслуживает уважения и позволит взвешенно подойти к развитию территорий в 1-м и 20м поясе ЗСО с учетом долгосрочных последствий», — резюмировал Павел Мельников.

    

Фото: www.muzkult.ru

    

    

  

  

   

Другие публикации по теме:

Дата прекращения действия санитарно-защитных зон перенесена с 1.01.2020 на 1.01.2022

Целый ряд жилых проектов рискует оказаться внутри санитарно-защитных зон, где не допускается размещение жилья и соцобъектов

Противоречит ли законодательству указание в документах территориального планирования ориентировочных размеров ССЗ: комментарий эксперта

«Недоустановленные» санитарно-защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных СЗЗ

Проблемы правоприменения в отношении санитарно-защитных зон будут решены

С 3 февраля действуют унифицированные формы заявлений об установлении, изменении или прекращении СЗЗ

Порядок установления, изменения и прекращения санитарно-защитных зон будет пересмотрен

Узкие места законодательства о санитарно-защитных зонах: комментарии экспертов

Охранные зоны:что нужно знать при приобретении земельного участка

Задумываясь о приобретении земельного участка, особенно для строительства жилого дома необходимо тщательно собрать максимально полную информацию о нем. Как показывает практика, недостаток или несвоевременное получение такой информации зачастую отрицательным образом сказывается не только на бюджете и сроках строительства объекта недвижимости, но и в целом на судьбе построенного объекта.

Наталья Дергачева – начальник юридического отдела филиала кадастровой палаты по Удмуртской Республике, рассказывает о зонах с особыми условиями использования территорий.

Какие бывают виды охранных зон?

– Подобные зоны устанавливаются вокруг различных объектов – газо- и нефтепроводов, объектов культурного наследия, тепловых сетей, водоемов, железных дорог в целях обеспечения нормальных условий  эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения, – поясняет Наталья Дергачева. – Перечень видов зон установлен Земельным кодексом. Согласно этому документу определено 28 видов зон с особыми условиями использования территории, например, охранные зоны трубопроводов, объектов электросетевого хозяйства, придорожные полосы, зоны вокруг военных объектов, санаториев, природных и культурных памятников и т. д.

Чем опасны охранные зоны на земельном участке?

В зависимости от вида зоны в пределах ее территории устанавливаются те или иные ограничения использования земельных участков. Связаны эти ограничения, в основном, с возможностью размещения объектов капитального строительства в принципе или соблюдением определенных параметров возводимого объекта, проведением тех или иных строительных работ.

Любая охранная зона предполагает наличие ограничений по целевому использованию земельного участка. Данные ограничения прописаны в  соответствующих документах, определяющих статус территории: среди них – Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и т.д. Со слов Натальи Дергачевой,  ограничения отличаются в зависимости от видов охранной зоны: так, к примеру, охранная зона газопровода или ЛЭП может повлечь запрет на строительство каких-либо зданий, строений и сооружений. Наличие санитарно-защитной зоны указывает на запрет строительства объектов жилого назначения. Наличие кабеля означает, что любые земляные работы проводятся только при наличии согласования организации – собственника такой кабельной линии.


Как узнать, какие охранные зоны есть на участке?

Необходимо заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объекте недвижимости и изучить раздел «Ограничения». Кроме того, сведения о зонах с особыми условиями использования территории отображаются на Публичной кадастровой карте на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru). Также можно сделать запрос в органы архитектуры о том, какие охранные зоны содержатся в документации по планировке территории.

Охранная зона в выписке из ЕГРН не указана, почему?

Бывают случаи, когда в ЕГРН отсутствует запись об охранной зоне, но исходя из местоположения промышленного объекта на местности понятно, что она есть. Это связано в первую очередь с тем, что собственник промышленного объекта в нарушение законодательства не определил границы охранной зоны и не внес их в Единый государственный реестр недвижимости. Это является существенным нарушением режима использования такого объекта и является основанием для обращения в надзорные органы. При не урегулировании данного вопроса в дальнейшем при попытке строительства зданий, строений сооружений на участке, попавшем в охранную зону (даже при отсутствии такой записи в ЕГРН) может возникнуть множество проблем.

Следует отметить, что если вблизи земельного участка расположена линия электропередачи, трубопровод и т.д., то это может указывать на то, что земельный участок входит в охранную зону, а отсутствие в ЕГРН сведений об охранной зоне не является основанием для освобождения собственника земельного участка, расположенного в границах такой зоны, от выполнения требований к режиму использования таких земель.

Можно ли изменить охранную зону земельного участка?

– Если у землепользователя возникли сомнения в правильности установленных размеров охранной зоны, – отмечает Наталья Дергачева, – возможно обратиться к кадастровому инженеру, чтобы он проверил расстояние от объекта, в связи с размещением которого установлена данная зона, до границ земельного участка и сравнить его с тем, что внесен в Единый государственный реестр недвижимости. Если они не совпадают, и очевидно, что участок в охранную зону не попадает, далее нужно написать письмо в эксплуатирующую объект организацию с требованием пересмотреть границы охранной зоны. 

Вода | Бесплатный полнотекстовый | Оценка уязвимости как основа для разграничения санитарной зоны карстовых источников подземных вод — Бледерийский источник на примере

1. Введение

Защита источников подземных вод является сложной задачей, требующей реализации мер, которые иногда дороги и трудно применимы. В ситуациях, когда загрязняющее вещество достигает зоны насыщения карстового водоносного горизонта, необходимо проводить восстановительные мероприятия, которые могут длиться годами. Таким образом, превентивные меры являются основой для устойчивого использования подземных вод.Это особенно важно для источников подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, охрана которых осуществляется путем установления многоуровневых санитарно-защитных зон (СЗЗ), в которых применяется разная степень ограничительного режима. Эти зоны обычно охватывают участки, где подземные воды текут к водозаборным сооружениям, таким как колодцы, водозаборные сооружения родников, галереи и др.

Количество санитарных зон зависит от нескольких факторов, таких как местное законодательство, гидрогеологические условия, уязвимость водоносного горизонта, эксплуатационные возможности и т. д.[1]. Обычно устанавливаются три зоны [2,3]: Ближайшая, Внутренняя и Внешняя санитарно-защитная зона. В некоторых странах используются дополнительные зоны, такие как ресурсоохранная зона или зона всего водосбора [3]. Эти зоны защищают территорию будущих источников водоснабжения и обеспечивают долгосрочную устойчивость качества подземных вод. Разграничение санитарно-защитных зон является междисциплинарным процессом, который обычно требует специалистов других технических специальностей, таких как химия, микробиология, сельское хозяйство, территориальное планирование, управление. и др. [2].Процесс разграничения наследует значительный уровень неопределенности, поскольку факторы, определяющие размер зон, могут меняться в пространстве, а иногда даже во времени. Охрана источников подземных вод особенно затруднена в карстовых местностях [4]. Даже в случае наличия мощного защитного слоя карстовый водоносный горизонт может легко загрязняться, если водоносный горизонт подпитывается через поноры или опускающиеся водотоки. В таких обстоятельствах требуется детальное исследование, чтобы получить доступ к особенностям карста.Следует учитывать несколько фактов [5]: пополнение водоносного горизонта может происходить очень быстро; скорость подземных вод обычно выше, чем у других типов водоносных горизонтов; время пребывания относительно короткое; резко выражена гидрогеологическая анизотропия; и в результате ранее упомянутого, поглощающая способность карста ограничена. При разграничении санитарной зоны используются различные критерии [6]: горизонтальное расстояние, время горизонтального течения, условия питания и поглощающая способность. Исходя из этих условий, обычно применяется несколько подходов [7]: разграничение на основе фиксированного радиуса и времени прохождения воды, разграничение на основе оценки риска и разграничение на основе уязвимости подземных вод. Первый подход широко используется для всех типов водоносных горизонтов. Ближайшая зона обычно очерчивается с фиксированным радиусом, а две другие зоны определяются с учетом времени прохождения воды по горизонтали. Подход к оценке риска для разграничения зон в настоящее время используется в Нидерландах. В этом подходе используется ориентированная на здоровье цель [8] максимального приемлемого риска заражения один на 10 000 человек в год, связанного с потреблением питьевой воды [7]. Этот вид оценки может быть использован для межзерновых водоносных горизонтов, но может быть затруднен для других типов.Концепция оценки уязвимости подземных вод существует более 50 лет [9]. Идея заключалась в том, чтобы описать, насколько подземные воды уязвимы для загрязняющих веществ, выбрасываемых на поверхность, в зависимости от геологических, гидрологических и гидрогеологических условий окружающей среды. Карты уязвимости подземных вод широко используются в качестве основы для защиты подземных вод, в основном для пространственного планирования и управления водными ресурсами, оценки рисков и защиты источников подземных вод [6,10]. Методы оценки уязвимости широко используются для защиты карстовых водоносных горизонтов.Как заявили Иван и Мадл-Соньи [11], в период 2000–2014 гг. было разработано 17 методов оценки уязвимости, специально разработанных для карстовых районов. Большинство из них разработаны в соответствии с европейским подходом [12], который представляет собой не метод, а скорее основу для картирования уязвимостей и рисков, разработанную рабочими группами COST Action 620 [13]. Хотя большинство существующих методов предназначены для защиты от уязвимостей ресурсов, некоторые из них были специально разработаны для защиты источников. Ирландская схема защиты подземных вод [14] является одним из первых подходов к защите источников подземных вод, основанных на уязвимости.Разграничение зон основано на концептуальной модели «источник-пути-цель», где карта санитарных зон получается путем объединения карты уязвимости ресурсов с картой зон защиты источника [3]. Метод EPIK [15] является первым методом оценки уязвимости, разработанным для защиты карстовых территорий. Несмотря на то, что он был разработан для защиты ресурсов, уязвимость подземных вод была непосредственно преобразована в санитарно-защитные зоны. Ранее упомянутые методы представляют собой важную основу для разработки нескольких методов оценки уязвимости на основе источников, используемых для санитарного зонирования в карстовых районах.Словенский подход [16,17] является одним из методов, полностью согласованных с концептуальной моделью «европейского подхода», разработанной для защиты карстовых водоносных горизонтов и родников в Словении. Метод PaPRIKa [18] был разработан во Франции для защиты ресурсов и источников. При оценке уязвимости источника учитывается время движения грунтовых вод, и в результате предлагаются четыре изохроны (12, 24, 36 и 48 ч), в результате чего получаются четыре карты уязвимости источника, показывающие уязвимость источника как функцию времени.Другим методом, который полностью соответствует «европейскому подходу», является метод COP + K [19], который представляет собой расширение метода COP [20], предназначенного для защиты карстовых источников подземных вод. Одним из недавно разработанных методов защиты карстовых ресурсов и источников является метод TDM [21]. При применении этого метода уязвимость представлена ​​в виде времени прохождения воды с учетом времени прохождения грунтовых вод по вертикали и горизонтали к источнику или колодцу, включая время прохождения поверхностных вод к зонам понора.Существует множество примеров разграничения санитарных зон с использованием методов оценки уязвимости. Метод COP + K был успешно применен в Сьерра-де-Либар в Испании [19]. Марин и Андрео [22] также представили, как можно применить метод COP + K для санитарной защиты родника Вильянуэва-дель-Росарио в Испании. Словенский подход был первоначально разработан для защиты источников Подстеньшек [17], а затем применен для защиты водосбора карстовых источников реки Речица [23]. Марин и др.[24] сравнивают результаты применения COP + K и словенского подхода в районе Орехского карстового водоносного горизонта в Словении. Метод PaPRIKa применялся в нескольких районах исследований во Франции, в Нормандии [25], на юго-западе Франции [18] и в Западных Пиренеях [26]. Первоначально метод TDM применялся для защиты карстового источника Црница в Восточной Сербии [21], а затем был применен для защиты двух межзерновых источников подземных вод [27].

Основной целью данной работы является демонстрация применения методов COP + K и TDM, разработанных для разграничения санитарной зоны в водосборе карстовых источников Бледерия, расположенных в Восточной Сербии.Идея заключалась в том, чтобы показать применимость обоих методов, выделить различия в определении основных параметров и продемонстрировать использование карт уязвимостей для определения зон защиты источника.

4. Обсуждение

Методы COP+K и TDM в первую очередь созданы для оценки уязвимости источников подземных вод. Таким образом, окончательные карты предназначены для охраны источников подземных вод и должны стать основой для разграничения санитарно-защитных зон.

Обе карты показали сходство, но также и различия в оценке уязвимости подземных вод.Наибольшая уязвимость рассчитана для района у родников, в непосредственной близости от понор и сильно закарстованных участков карстовых рельефов. Применение обоих методов показало, что более высокая уязвимость не обязательно должна быть связана с близостью источника подземных вод. Более высокую уязвимость следует присваивать зонам с концентрированной инфильтрацией, где защитная роль ненасыщенной зоны значительно снижена, поэтому можно ожидать быстрого течения воды и потенциальных загрязнителей.

Для лучшего сравнения полученных карт уязвимостей необходимо сравнивать карты отдельных параметров, используемых в расчетах. Параметр O карты COP относится к карте времени прохождения по вертикали (t v ) для областей с диффузной инфильтрацией. Метод TDM создал карту, где уязвимость относительно высока для всей области (t v , рис. 6). Карта О дает среднюю уязвимость (рис. 3) для большей части территории из-за разных оценок защитной роли почвы.Для участков с концентрированной инфильтрацией (понорный водосбор) метод TDM исключает диффузную инфильтрацию и предполагает полную инфильтрацию поверхностных вод через активные понор. Следовательно, для этих областей карту времени прохождения поверхностных вод (t s ) следует сравнить с картой уязвимости COP (рис. 3). Обе карты показывают высокую уязвимость в непосредственной зоне понора (до 2 км от точки понора). Значительная разница получается для некарстовой области к западу от водосбора.Уязвимость этого района прежде всего низкая и очень низкая по методу КС, что является следствием большого расстояния до точки понора (>3500 м). Карта времени прохождения поверхностных вод (t s ) для того же района показывает высокую уязвимость, поскольку поверхностным водам требуется менее одного дня, чтобы добраться из самых отдаленных районов до места расположения понора. Карта коэффициента K (рис. 4) и горизонтальная время прохождения (t ч ) карты (рис. 8) используются для оценки естественной защиты зоны насыщения при фильтрации подземных вод в сторону родника.Обе карты показывают высокую уязвимость района основного карстового русла от понора до родника. Аналогичная уязвимость рассчитана для большей части территории с диффузной инфильтрацией, где средняя уязвимость получена для К-фактора, а время горизонтального прохождения воды (t ч ) составляет от 10 до 50 дней в результате медленной фильтрации карстовых вод. K-фактор показывает низкую уязвимость для районов с аллогенным питанием (некарстовые, западная часть водосбора), в то время как этот район представляется как уязвимость от средней до высокой с помощью метода TDM из-за короткого времени прохождения поверхностных вод.Дальнейшее сравнение полученных карт уязвимостей затруднено, поскольку метод COP+K дает строгие классы уязвимости [6], а метод TDM определяет уязвимость как время прохождения воды. Классы уязвимостей, полученные разными методами, можно сравнивать путем переклассификации и проведения геостатистического анализа [39], но в этом случае TDM может служить больше как метод валидации карты уязвимостей, полученной методом COP+K. Валидация полученных карт уязвимостей в масштабах источника подземных вод водосбор весьма ограничен или практически невозможен [40]. Многолетние наблюдения за родниковым стоком и качеством воды, изотопный анализ, естественные индикаторы и баланс воды могут помочь в лучшем понимании гидрогеологических свойств карстовой системы [12]. Однако пространственная проверка карт уязвимости возможна только путем проведения экспериментов по определению следов красителей в разных точках водосбора источника [41]. Время прохождения трассера красителя и скорость восстановления могут напрямую подтвердить степень уязвимости, полученную с помощью метода COP + K, и время прохождения воды, полученное с помощью метода TDM.Тем не менее, такого рода исследование требует значительного времени и ресурсов для проверки нескольких моментов, и, таким образом, детальная проверка выходит за рамки данного исследования. Проведенная оценка уязвимости указывает на то, что оба метода хорошо применимы для карстовых территорий. Учитываются особенности карста, и результаты сильно зависят от типа питания подземных вод. В случае других типов водоносных горизонтов метод COP + K применим для оценки внутренней уязвимости, но имеет ограничение при оценке уязвимости источника для некарстовых водоносных горизонтов. Это связано с оценкой коэффициента К, который в первую очередь предназначен для оценки фильтрации карстовой зоны насыщения. С другой стороны, метод TDM уже применялся для оценки уязвимости межзерновых водоносных горизонтов [27], и поэтому этот метод имеет более широкое применение. карты обоих методов использовались для оконтуривания зон. Применение метода COP + K приводит к определению трех различных классов уязвимости, которые могут быть легко преобразованы в санитарно-защитные зоны: высокая уязвимость для I СЗЗ, средняя уязвимость для II СЗЗ и низкая уязвимость для III СЗЗ в водосборе грунтовых вод. источник.Этот подход очень похож на метод EPIK [15], разработанный в Швейцарии для разграничения санитарных зон на основе классов уязвимости. 10, слева). I СЗЗ охватывает районы вблизи родника, а также непосредственную зону Понор Цветановац. Таким образом выделяются зоны с интенсивной инфильтрацией, учитывая, что это области, где загрязнение может произойти очень быстро.Части карстовой системы с аллогенным питанием (западная часть водосбора) отнесены к III СЗЗ из-за малой уязвимости вследствие значительного удаления от дна. время используется в качестве фундаментального подхода во многих европейских странах [42]. Применение метода TDM приводит к уязвимости, которая представлена ​​как время, необходимое для того, чтобы вода и потенциальные загрязнители переместились с поверхности в источник.Таким образом, разграничение становится более простым, поскольку карта уязвимости может быть легко преобразована в карту санитарной защиты с учетом местного законодательства. Два сценария представлены на рисунке 10 справа (II СЗЗ основана на 1-дневном и 5-дневном времени в пути по воде). Однодневная СЗЗ охватывает только территорию вблизи родника. 5-дневная СЗЗ охватывает гораздо большую территорию, включая весь водосбор Понор Бледерия, откуда вода может добраться из любой точки до родника менее чем за пять дней.

Метод TDM по сравнению с методом COP + K дает более доступные результаты для понимания и использования для разграничения санитарных зон.Тем не менее, следует отметить, что COP + K учитывает субфактор вклада и связи (r), поэтому отдаленные и малые водосборные бассейны не должны быть признаны, как обычно, высокой уязвимостью.

Полученные результаты показывают, что применение различных методов оценки уязвимости служит хорошей основой для разграничения санитарных зон. Из-за законодательных ограничений классы уязвимости не могут быть напрямую перенесены в санитарные зоны, но карты уязвимости показывают, где меры защиты должны быть строгими.Этот подход может быть выгоднее по сравнению со стандартными методами разграничения времени в пути, когда большие площади могут быть отнесены к СЗЗ II, когда не учитывается защитная роль ненасыщенной зоны.

5. Выводы

Представленный пример и применение методов COP + K и TDM подчеркивают необходимость учета различных факторов при определении границ санитарно-защитных зон источника. Это особенно относится к карстовым источникам подземных вод, где необходимо проанализировать особые условия инфильтрации и защитную роль ненасыщенной зоны.Преимущество применения оценок уязвимости подземных вод к карсту очевидно, поскольку многие оцениваемые параметры описывают специфический поток воды через карстовую систему.

Применение различных методов оценки уязвимости на карстовых территориях обычно приводит к значительным различиям, но в данном случае оба метода дали одинаковые результаты. Обе карты уязвимости показывают, что самые высокие классы уязвимости были рассчитаны для районов вблизи родника Бледерия и в непосредственной близости от Понора Цветоваца.Существенное различие между полученными картами уязвимостей заключается в способе выражения и представления уязвимости. Метод COP + K четко определяет три класса уязвимости, в то время как метод TDM показывает уязвимость грунтовых вод через время движения воды, где каждая точка водосбора источника показывает, сколько времени требуется поверхностным водам, чтобы достичь источника.

Таким образом, разграничение санитарно-защитных зон значительно упрощается при использовании метода TDM. III СЗЗ обычно охватывает весь водосбор источника, тогда как II СЗЗ в основном определяется временем прохождения воды (12 часов, 1 день, 5 дней, 10 дней, 50 дней и т. д.).) Поэтому разные классы уязвимости легко трансформируются в карту санитарно-защитных зон.

Хотя применение оценки уязвимости представляет собой значительный шаг вперед в разграничении санитарно-защитных зон на карстовых территориях, все еще есть возможности для дальнейшего улучшения. Точная оценка вклада различных частей водосбора или воздействия разбавления во время паводков или даже изменения размера водосбора в течение года — вот некоторые из специфических карстовых особенностей, которые следует рассмотреть в будущем.Значительного улучшения можно добиться, применяя эти методы оценки уязвимости на хорошо изученных водосборах источников подземных вод. В таких обстоятельствах часть полевых экспериментов может быть использована только для окончательной проверки карты и может способствовать дальнейшей калибровке предлагаемых методов.

Средство просмотра веб-карт защиты источников воды: Департамент здравоохранения Миннесоты

Группа защиты исходной воды оценивает, откуда берется питьевая вода и насколько уязвимы источники питьевой воды к внешнему загрязнению. Эта информация используется для определения областей управления охраной питьевой воды.

Наш интерактивный просмотрщик карт имеет несколько типов охранных зон исходных вод. На этой карте вы можете увидеть, где сообщества получают питьевую воду, и определить, находитесь ли вы в охраняемой зоне или нет. Вы также можете узнать, насколько уязвим источник питьевой воды к внешнему загрязнению.

Как использовать просмотрщик веб-карт

На веб-карте вы можете:

  • Навигация к области с помощью панели поиска, увеличения и уменьшения масштаба, перемещения по карте или определения вашего местоположения;
  • Включение и выключение слоев карты и изменение их прозрачности;
  • Посмотреть легенду;
  • Нажмите на область, чтобы просмотреть дополнительную информацию о ней;
  • Измерение площади или расстояния;
  • Изменить базовую карту; и
  • Распечатать карту.

Файлы с геопространственными данными для этих и других районов охраны исходных вод доступны для загрузки на веб-сайте MDH.

Слои подземных вод во вьюере веб-карт

Зоны защиты устья колодца (WHPAs) – зоны, окружающие колодцы общественного водоснабжения, из которых в колодец поступают подземные воды. В этих районах загрязнение на поверхности земли или в воде может повлиять на снабжение питьевой водой.

Зоны управления питьевым водоснабжением (DWSMA) — зоны, содержащие зону защиты устья скважины, но очерченные четкими границами, такими как дороги или границы собственности.DWSMA управляется планом защиты устья скважины, обычно городом.

Уязвимость DWSMA – насколько вероятно, что загрязнение в DWSMA может достичь общественного водозабора.

Зоны реагирования на чрезвычайные ситуации (ERA) – территории, окружающие колодцы общественного водоснабжения, где время прохождения воды до колодца составляет один год. ERA используются для определения приоритетов и управления потенциальными источниками загрязнения в DWSMA.

Слои поверхностных вод во вьюере веб-карт

ЭРА — районы, наиболее близкие к общественному водозабору.Вода в этом районе обычно находится в пределах 10 миль по реке или в восьми часах пути до водозабора. Управление источниками загрязнения в ERA является высоким приоритетом.

Районы ликвидации разливов — районы вдоль ручья, озера, реки, где выброс из точечного источника может достичь водозабора общественного водоснабжения в течение 24 часов в пути или в пределах 25 миль по реке. Источники загрязнения в этой области также являются приоритетными для управления.

Поверхностные воды DWSMA (DWSMA-SW)  — включает все водосборные бассейны HUC12 вверх по течению от водозабора, в которых находится зона ERA и зона ликвидации разливов.Проблемы в этой области, как правило, связаны с неточечными источниками, включая удобрения, пестициды, хлориды, а также пер- и полифторалкильные вещества (ПФАС).

Миннеаполис, Сент-Пол и Сент-Клауд Приоритетный район A DWSMA  – определен в 2007 году как территория, расположенная выше водозабора с восьмичасовым временем в пути до водозабора. В этом районе у коммунального поставщика воды будет мало времени или вообще не будет времени, чтобы отреагировать на сброс загрязняющего вещества, и ему придется закрыть водозабор.Миннеаполис, Сент-Пол и Сент-Клауд в настоящее время реализуют планы по защите питьевой воды в этих районах.

Миннеаполис, Сент-Пол и Сент-Клауд Приоритетная зона B DWSMA — определена в 2007 году как территория, где вызывающие озабоченность загрязнители, такие как патогены, питательные вещества и пестициды, большую часть времени могут быть обнаружены в излечимых количествах, но иногда присутствуют на более высоких уровнях. Миннеаполис, Сент-Пол и Сент-Клауд активно реализуют планы по защите питьевой воды в этих районах.

Районы управления историческими водными источниками — обозначенные в 2003 году, эти районы были разработаны для устранения потенциальных угроз загрязнения питьевой воды, независимо от того, являются ли эти угрозы аварийными разливами или неточечными источниками, которые могут иметь долгосрочные последствия для здоровья.

Защита источников питьевой воды в Миннесоте

Задача общественного поставщика воды (PWS) – поставлять своим клиентам безопасную и недорогую питьевую воду. Это включает в себя защиту источника питьевой воды от загрязнения и других рисков.PWS выявляет риски и управляет ими в рамках программы MDH по защите исходных вод (SWP). Партнерами часто являются государственные учреждения, местные органы власти, граждане и специалисты по природным ресурсам.

Достижение Миннесоты с планами защиты исходной воды

Планы защиты исходной воды

 – это инструмент, позволяющий поддерживать чистоту и изобилие питьевой воды для будущих поколений. Планы защиты исходной воды включают стратегии предотвращения загрязнения в DWSMA. По состоянию на 2021 год планы защиты исходных вод в Миннесоте охватывали:

  • Более 700 населенных пунктов, обслуживаемых МОН
  • Питьевая вода для детей старше 4 лет.2 миллиона жителей Миннесоты
  • Приблизительно 1,2 миллиона акров земли (3% земель штата)

Государственный поставщик воды сосредотачивает деятельность в области, наиболее важной для источника питьевой воды. Это называется зоной управления питьевым водоснабжением (DWSMA). Ниже представлена ​​карта DWSMA подземных вод в районе Рочестера. Просмотрите DWSMA и другие области защиты исходных вод по всему штату с помощью нашего средства просмотра веб-карт. Файлы геопространственных данных для этих и других водоохранных территорий доступны для скачивания.

Ключевой целью программы SWP является работа с партнерами для защиты уязвимых акров в DWSMA. Эти усилия помогут нам добиться долгосрочной защиты качества питьевой воды. Узнайте больше об этой инициативе в разделе «Защита уязвимых источников питьевой воды».

Охрана исходных вод также является ключевой стратегией государственного планирования других водных ресурсов. Узнайте больше о стратегиях защиты источников воды в Стратегическом плане Совета по чистой воде на 2020 год (PDF) и Государственном плане водных ресурсов на 2020 год: вода и климат (PDF).

Партнерства по защите источников питьевой воды

Большая часть земли в DWSMA находится в частной собственности. В то время как MDH и PWS несут ответственность за обеспечение безопасной питьевой водой, они не имеют полномочий или возможностей для защиты источников питьевой воды самостоятельно. MDH и PWS работают с местными лицами, принимающими решения, другими государственными учреждениями и многими партнерскими организациями для планирования и реализации мероприятий по защите источников питьевой воды.

В этом видео Лаура ДеБеер из Района почв и водоразделов округа Пайпстоун делится советами о том, как начать разговор с новыми партнерами, и описывает интересный проект в области защиты устья скважины Эдгертон.Узнайте больше о стратегиях информирования и защиты питьевой воды в документе «Беседы о питьевой воде с местными производителями» (PDF).

Влияние мероприятий по охране исходной воды

Цель защиты исходной воды состоит в том, чтобы не допустить превращения угроз в проблему общественного здравоохранения. Питьевая вода поступает из обширных сложных подземных водоносных горизонтов и/или объектов поверхностных вод. На решение проблем, влияющих на источники питьевой воды, сообществу могут уйти многие годы.Информация о качестве и количестве воды рассказывает только часть истории. Множество рисков, связанных с источниками питьевой воды, означает, что многие игроки могут внести свой вклад в проблему, и решения должны включать множество заинтересованных сторон. Подход сообщества к управлению рисками часто говорит нам больше о том, насколько хорошо работает защита источников воды. Рекомендуемые истории успеха ниже.

Многие города Миннесоты известны своими поверхностными водами. Ярким примером является город Уортингтон на юго-западе Миннесоты, известный своим озером Окабена площадью 880 акров.

В то время как поверхностные воды являются неотъемлемой частью города и его культуры, подземные воды являются основой водоснабжения для 12 000 жителей Уортингтона. Подземные воды для водоснабжения трудно найти в районе Уортингтона, поэтому коммунальные службы Уортингтона (WPU) уже давно прилагают усилия для защиты ресурсов, от которых она зависит. С 2006 года город вместе с другими местными партнерами выделил почти 2 миллиона долларов, чтобы помочь выделить 520 акров интенсивных сельскохозяйственных угодий для сохранения.

В 2014 году одним из самых значительных усилий компании было выставлено на аукцион важнейшее сельскохозяйственное угодье в городской зоне управления питьевым водоснабжением. Участок площадью 150 акров представляет собой территорию, в которой грунтовые воды особенно уязвимы, и соединяется с другими существующими заповедными зонами. Признание преимуществ, которые приобретение и защита земельных участков принесет для среды обитания диких животных, защиты питьевой воды и качества поверхностных вод, позволило WPU собрать обширную коалицию партнеров, чтобы собрать 850 000 долларов, необходимых для покупки земли.Кульминацией этих успешных усилий стало специальное открытие «зоны управления дикой природой Уортингтон-Уэллс» на открытии фазанов губернатором Миннесоты в 2014 году.

советов по защите устья скважины для небольших систем общественного водоснабжения

Колодец должен быть надежным и защищенным. Для обеспечения сохранности и чистоты скважины

ДО:

  • ограничить доступ к колодцу;
  • четко маркируйте любые опасные материалы, находящиеся вблизи колодца;
    закройте и/или закройте все вентиляционные отверстия, порты доступа и другие отверстия;
  • проверить состояние сантехнических пломб и заменить пришедшие в негодность;
  • откосных стоянок и бетонных подкладок под складские помещения вдали от колодца, периодически проверять их состояние и ремонтировать проницаемые участки;
  • защищать дозаторы химикатов от непреднамеренных физических нарушений или несанкционированного доступа; и
  • осмотрите клапаны предотвращения обратного потока и при необходимости замените.

НЕЛЬЗЯ:

  • позволяют устанавливать трапы в полу, которые сливаются в сухой колодец или любую систему поверхностного выщелачивания в пределах 100 футов от ствола скважины;
  • хранить любые химические вещества в колодце или рядом с ним; или
  • Метчики для образцов резьбы
  • для предотвращения перекрестных соединений.

ИЗУЧИТЬ

Внимательно осмотрите деятельность и предприятия вокруг колодца. Определите любые угрозы качеству воды и разработайте стратегии по их устранению.Обязательно укажите:

  • Подземные резервуары для хранения — Утечки нефти и бензина UST загрязняют почву и грунтовые воды. Если СТЮ расположен в зоне I скважины, переместите его за пределы зоны I и проверьте наличие признаков предыдущих разливов или утечек. Если вам нужно хранить топливо для силовых насосов, DWS рекомендует рассмотреть возможность использования альтернативных видов топлива, таких как природный газ или пропан. Храните это топливо в надземном резервуаре на бетонной платформе. Любые резервуары для мазута в вашем IWPA должны находиться в наземных или подвальных резервуарах, расположенных не только на непроницаемой поверхности, но и на площади, достаточно большой, чтобы вместить весь объем жидкости в случае разлива.
  • Гербициды и пестициды. Гербициды и пестициды не должны использоваться или храниться в вашей Зоне I. Если вы в настоящее время используете такие продукты, пересмотрите свой план ухода за землей, чтобы определить, являются ли гербициды или пестициды абсолютно необходимыми. Если вы должны использовать их в IWPA, помните о конкретных ограничениях, требованиях к регистрации и рекомендациях по хранению, которые различаются в зависимости от количества и типов продуктов, которые вы решили применить. Свяжитесь с DWS, (617) 292-5859, для получения дополнительной информации.
  • Септические системы. Септические резервуары, поля выщелачивания и т. д. должны быть удалены и размещены за пределами зоны I колодца. Септические системы вблизи Зоны I должны содержаться в хорошем состоянии. Откачивайте септики каждые два года. Никогда не сливайте опасные вещества в канализацию. Не используйте чистящие средства для септических систем.
  • Зоны хранения. Не храните опасные вещества (например, бензин, садовые химикаты, краски, антиобледенители/соль, моторное масло или антифриз) в Зоне I ни в помещении, ни на открытом воздухе. Если абсолютно необходимо хранить эти материалы, делайте это за пределами Зоны I и размещайте их в безопасном здании с непроницаемым полом и с соответствующими мерами предосторожности по локализации разливов.
  • Парковка и использование транспортных средств — Не создавайте парковку в Зоне I. Выполняйте техническое обслуживание и мойку транспортных средств за пределами защищенного радиуса. Содержите все транспортные средства, которые должны работать в Зоне I, в хорошем состоянии, чтобы предотвратить утечки и разливы. Немедленно тщательно устраняйте любые утечки или разливы.
  • Муниципальные/институциональные системы — Ваше собственное предприятие может выполнять некоторые из перечисленных выше вредных действий. Кроме того, в вашей системе могут использоваться опасные вещества или производиться опасные отходы.Осмотрите свои объекты, запишите, что используется, и убедитесь, что опасные материалы правильно хранятся и утилизируются.

Например, в школе убедитесь, что:

  • художественные принадлежности хранятся надлежащим образом, а вредные отходы, производимые художественной студией, не сливаются через раковину;
  • лабораторные химикаты
  • должным образом хранятся и утилизируются; и
  • Отработанные масла и антифриз
  • из автомобильного магазина должным образом маркируются, хранятся и утилизируются.
  • Работайте с директором вашего учреждения, чтобы исправить любые проблемы, которые вы можете заметить.

Мэн DWP — Защита исходной воды

Источники питьевой воды подвержены загрязнению вредными химическими веществами или биологическими организмами (такими как бактерии и вирусы). Загрязнение часто происходит в результате деятельности на земле вблизи источника воды. Системы водоснабжения, независимо от того, насколько они малы или велики, должны производить безопасную воду с помощью «множественного барьерного подхода», который включает в себя защиту источника, обеспечение надлежащей дезинфекции и очистки, очистку и техническое обслуживание водопроводных труб и резервуаров, по которым и хранится вода после очистки, и мониторинг качества воды во всех этих процессах.Защита источника является первым и наиболее важным из этих барьеров.

Программа оценки исходной воды (SWAP)

Программа оценки источников воды (SWAP), утвержденная Агентством по охране окружающей среды, оценивает уязвимость систем общественного водоснабжения штата и предоставляет населению информацию и ресурсы для лучшей защиты своих источников воды.

Шаблоны и руководство

Предоставляются гранты и кредиты для оказания помощи общественным системам водоснабжения в защите своих источников питьевой воды.Ссуды на приобретение земли доступны для покупки или юридического контроля над землей в зоне защиты источника водной системы. Гранты на защиту устья скважины и гранты на охрану исходной воды доступны для проектов, которые явно снизят вероятность загрязнения, происходящего в зоне защиты источника водной системы в результате существующей или будущей деятельности. Программа санитарных заглушек доступна для частичного финансирования установки заглушек санитарных колодцев для систем общественного водоснабжения без заглушек санитарных колодцев на их источниках грунтовых вод.

Нормативно-правовой акт

Резюме регулирующего органа по защите питьевой воды в штате Мэн (PDF)

Карты и данные

Наша база данных ГИС помогает защитить общественные источники воды. Эта база данных содержит координаты GPS (глобальная система позиционирования) всех колодцев и водозаборов общественного водоснабжения в штате Мэн. Также добавлено покрытие зоны защиты устья скважины. Очертания гравийных колодцев и водоразделы для поверхностных вод будут добавляться по мере их готовности.Вы можете найти список источников водоснабжения вашего округа в Интернете, нажав здесь (PDF). У Управления ГИС штата Мэн также есть картографический сайт в Интернете, на котором вы можете найти места общественного водоснабжения в вашем родном городе. Цветные карты в печатном виде также доступны для муниципалитетов и консультантов по запросу из Программы питьевой воды.

Дополнительные ресурсы

Защита источников воды | | Wisconsin DNR

Защита источников воды помогает предотвратить попадание загрязняющих веществ в источники питьевой воды.Это первая линия защиты, снижающая вероятность того, что загрязняющие вещества попадут в стакан с водой из-под крана. Защита исходной воды позволяет избежать потенциального риска для здоровья и сводит к минимуму потребность в дорогостоящем мониторинге, новых колодцах или системах очистки, которые увеличивают ваш счет за воду.

Исходная вода поступает из дождя и снега, которые просачиваются в землю или текут по ней, прежде чем попасть в колодцы или водозаборы. Деятельность и сооружения на поверхности земли могут способствовать попаданию веществ или загрязняющих веществ, переносимых водой, текущей в колодец.

Как защитить исходную воду

Разработать локальную программу

Мероприятия по планированию защиты устья скважины также могут быть использованы для забора поверхностных вод.

Защита устья скважины

Контрольный список проверки плана защиты устья скважины помогает правильно составить план и обеспечить его утверждение до того, как ваша новая скважина будет введена в эксплуатацию. DNR располагает источниками финансовой помощи для действий, связанных с защитой устья скважины.

Частные колодцы

Защита и обслуживание частного колодца является обязанностью домовладельцев.Узнайте, как защитить свой личный колодец.

Техническая помощь

Wisconsin Rural Water Association реализует активную программу помощи муниципалитетам в области водоснабжения. Wisconsin DNR может помочь получить доступ к данным планирования и полезным источникам помощи. Ваше окружное или региональное агентство по планированию также может помочь. Центр образования в области землепользования (CLUE) располагает ресурсами и возможностями обучения для сообществ, чтобы помочь им принимать обоснованные решения в области землепользования, что приведет к устойчивому развитию Висконсина.

Действие по защите исходной воды

Свяжитесь с коллегами, которые успешно решили те же проблемы, с которыми сталкивается ваша система водоснабжения. Чтобы поделиться здесь собственным примером, свяжитесь с Брюсом Райнеком.

Узнать больше

Чтобы узнать, как ваше сообщество может защитить свое питьевое водоснабжение с помощью защиты устья скважины, посмотрите фильм «Унция предотвращения: программа защиты устья скважины штата Висконсин»:

 

Охрана воды – Медицинский округ Панхандл

Советы по кипячению воды

Мытье рук

Используйте любой вариант :

  • Используйте питьевую воду для мытья рук, предоставив временную станцию ​​для мытья рук, снабженную теплой питьевой водой в изолированном контейнере со свободно протекающим патрубком.Также должны быть предусмотрены мыло, бумажные полотенца или сушилки для рук, а также контейнер для сточных вод.
  • Используйте теплую водопроводную воду и мыло для мытья рук. После того, как руки вымыты и высушены, обработайте их жидким дезинфицирующим средством для рук. Дезинфицирующее средство для рук необходимо использовать в качестве дополнительного шага; не заменяет мытье рук.
Приготовление пищи

Для домов или учреждений:

  • При использовании водопроводной воды в пищевых продуктах минимальная внутренняя температура должна достигать 165 градусов по Фаренгейту, или должна использоваться питьевая вода.
  • Питьевая вода должна использоваться при мытье пищевых продуктов, которые не будут подвергаться последующей тепловой обработке, или необходимо приобретать предварительно вымытые предметы.
  • Воду из-под крана можно использовать для размораживания продуктов в раковине для приготовления, при условии, что продукт готовится после этого и достигает минимальной внутренней температуры 165 градусов по Фаренгейту.
  • Лед, приготовленный из водопроводной воды, должен быть утилизирован, а льдогенератор/контейнеры для льда должны быть продезинфицированы после отмены заказа на кипячение воды. Весь лед, включая лед в пакетах, должен быть получен из утвержденного источника.
  • Производство товаров должно быть прекращено.

Средства для мытья посуды/дезинфицирующие средства:

  • Проверка посудомоечных машин, чтобы убедиться, что дезинфицирующие средства находятся в надлежащем диапазоне (механических и ручных). Высокий
  • температура посудомоечных машин должна достигать 160 градусов по Фаренгейту на поверхности посуды. Санитарная обработка
  • Растворы
  • должны содержать 50–200 частей на миллион хлора, 200–400 частей на миллион четвертичного аммония или 12,5–25 частей на миллион йода.
  • Регулярно тестируйте дезинфицирующие растворы с помощью тест-полосок.
  • Можно использовать одноразовую посуду.
  • Прекратите использование ковшовых колодцев.

Напитки:

  • Кофе и горячие напитки должны достигать минимальной температуры 165 градусов по Фаренгейту.
  • Смешанные напитки, содержащие воду, должны быть сняты с производства (например, диспенсеры для газированных напитков, подключенные к водопроводу).
  • Напитки в банках или бутылках могут быть заменены.
  • Прекратите использование питьевых фонтанчиков.
Школы

Школы должны соблюдать следующие дополнительные меры предосторожности:

  • Посоветуйте людям, принимающим душ, не глотать воду.
  • Прекратить использование питьевых фонтанчиков и других сантехнических устройств, используемых для обеспечения питьевой водой учащихся и сотрудников.
  • Следуйте описанным выше способам мытья рук.
После инцидента

Подготовка к снятию предупреждения о кипячении воды:
Во время предупреждения о кипячении водопроводчик может хлорировать систему распределения воды, и может присутствовать запах хлора. Когда это произойдет, включите все питьевые фонтанчики, краны с горячей и холодной водой, душевые и т. д., в вашем учреждении, пока не почувствуете запах хлора. Это позволит хлорированной воде контактировать с трубопроводом, в котором могла находиться загрязненная вода. После того, как предупреждение о кипячении воды будет снято, выполните дополнительные действия, перечисленные ниже.

Действия, необходимые после отмены рекомендаций по кипячению воды:

  • Поверхности, контактирующие с пищевыми продуктами, должны быть очищены и продезинфицированы.
  • Оборудование для пищевой промышленности, использующее воду из-под крана (например, соковыжималки, машины для очистки продуктов и т. д.) должно быть
  • промывают хлорированной водой соответствующей концентрации (50-200 частей на миллион).

Если вы не уверены, затронуто ли ваше учреждение, обратитесь к поставщику воды (ваш поставщик воды будет указан в вашем текущем счете за воду). Район здравоохранения Panhandle и ваш поставщик воды уведомят вас, когда рекомендации по кипячению воды будут сняты и вода станет безопасной для использования.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.