Оплата отопления за неполный месяц по нормативу: Оплата отопления за неполные месяцы предоставления услуги
Часто возникает вопрос:
Как оплачивать за тепло, потребленное для жилого помещения и в целях содержания общедомового имущества, в неполные месяцы, если
— субъект РФ принял решение об оплате тепла в течение отопительного периода, а не равномерно в течение года;
— начальный и конечный месяц отопительного периода –не полные, т.е дата начала отопительного периода не совпадает с первым днем месяца, а дата окончания отопительного периода не совпадает с последним днем месяца;
— дом не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии?
Жилищное законодательство на сегодняшний день гласит: оплачивать тепло за неполный месяц как за полный.
Почему?
1. Расчетный период за теплоснабжение – 1 календарный месяц.
Основание:
пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила 354).
2. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — это среднемесячное в течение отопительного периода потребление теплоэнергии на отопление 1 кв.м.
Он рассчитывается исходя из следующих параметров:
количество теплоэнергии, потребленной на отопление за один отопительный период,
количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде,
общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД.
Основание:
Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению: формула 5 Приложения 1 Правил установления и определения нормативов потребления
коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила 306) для метода аналогов, формула 18 Приложения 1 Правил 306.
3. Объем отопления, рассчитанный по нормативу потребления, является среднемесячным объемом потребления коммунальной услуги и не отражает фактически потребленныйза конкретный расчетный период (месяц) объем теплоэнергии.
Объем потребления теплоэнергии прямо зависит от температуры наружного воздуха, но потребитель оплачивает тепло всегда по одному и тому же одинаковому тарифу.
4. Размер платы за отопление определяется исходя из следующих параметров: площадь помещения, норматив потребления, тариф.
Основание:
формула 2 Приложения 2 Правил 354
5. Перерасчет за период непредоставления тепла в те дни, которые не входят в отопительный период, не производится.
Основание:
Пункт 14 Приложения 1 к Правилам 354, которым установлено требование бесперебойного круглосуточного отопления в течение отопительного периода.
Вывод:
1.Оплата отопления по нормативу в течение отопительного периода производится равными частями за каждый месяц отопительного периода, как полный, так и неполный.
2.Требования об изменении размера платы за отопление в неполном месяце неправомерны, если «неотапливаемая» часть месяца не входит в отопительный период.
И еще:
Некоторые специалисты, считая, что формула расчета за потребленную холодную воду при отсутствии счетчиков похожа на формулу расчета за тепло, принимая во внимание требование законодательства о перерасчете платы за воду с учетом дней ее фактического потребления, полагают, что такой же перерасчет за тепло законен, если часть месяца не вошла в отопительный период.
Но метод «похожести» формул расчета за коммунальные услуги не утвержден жилищным законодательством, и требования закона к перерасчётам за тепло и холодную воду разные:
— Пункт 1 Приложения 1 к Правилам 354 в отношении холодного водоснабжения
обязует поставщика обеспечивать бесперебойное круглосуточное холодное
водоснабжение в течение года,
утверждает порядок перерасчета за нарушение указанного требования (перерасчет за
каждый час непредставления услуги по ХВС свыше допустимого перерыва)
— Пунктом 14 Приложения 1 к Правилам 354 установлено только требование
бесперебойного круглосуточного отопления в течение отопительного периода,
порядок перерасчета за тепло в Правилах 354 не прописан.
Пользователи программы расчета квартплаты Квартал могут быть уверены, что расчет квартплаты для их собственников/нанимателей производится с учетом всех требований жилищного законодательства.
Это важно знать:
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила 306)
утв. Постановлением Правительства от 23 мая 2006 г. N 306 ( с изменениями и дополнениями)
http://base.garant.ru/12147362/
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов(Правила 354)
утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (с изменениями и дополнениями)
http://base.garant.ru/12186043/
Жителям некоторых российских регионов могут пересчитать плату за отопление из-за аномально теплой зимы — пишут сегодня Известия со ссылкой на федеральных чиновников и депутатов. Как пояснили «КП» в некоммерческом партнерстве «ЖКХ Контроль», не только «могут», но вообще-то и обязаны — такой перерасчет предполагается нашим законодательством.
Однако есть ряд «но», из-за которых потребителей в подобных случаях часто обводят вокруг пальца: а) перерасчет этот делается не по итогам зимы, а в конце года, когда про то, какой была зима, уже все забыли, б) схема расчетов за отопление достаточно запутанная, поэтому увидеть, что вас кинули, не так просто. Попробуем разобраться.
Итак, как объясняют эксперты, в России действуют две схемы платы за отопление.
1) За тепло деньги берут по факту, только в те месяцы, когда отопление реально включено (обычно это в домах, где есть общедомовые счетчики тепла). В этом случае, и если плата берется по счетчику, никакой перерасчет не нужен. Но такая схема используется редко, поскольку при ней плата за ЖКХ зимой резко вырастает — а это болезненно воспринимается гражданами.
2) «Схема 1/12» — плата за отопление начисляется равными суммами в течение всех 12 месяцев, независимо от того, зима на улице или лето. Высчитывается она по «плановым» показателям, исходя из данных по предыдущему году. А в конце текущего года делается перерасчет — в зависимости от реальной зимы. То есть этой зимой мы платим по показателям 2019 года, когда, скажем, в Москве явно было холоднее. А платежки с перерасчетом мы, по идее, должны будем получить в начале следующего, 2021 года.
Теоретически — вторая схема удобнее для жителей, поскольку платежи в течение всего года не скачут туда-сюда и более предсказуемы. Но и коммунальщикам дурить жителей при этой схеме несравнимо проще. Традиционная ситуация: перерасчет в платежках люди видят — но, как правило, в тех случаях, когда зима оказалась холоднее «плана» и корректировка получается в пользу коммунальщиков.
ИНСТРУКЦИЯ «КП»
Как добиться корректировки платы за отопление
1. Как вы уже поняли, сражаться за свои излишне уплаченные деньги вам придется в начале следующего, 2021 года. Если за это время не будут введены какие-то новые нормы, именно тогда вы, по идее, должны получить платежку с перерасчетом платы за тепло в вашу пользу, с учетом нынешних погодных аномалий.
*Если в доме установлен общедомовой прибор учета тепла, перерасчет делается по показаниям этого счетчика.
*Если счетчика нет, в ситуацию оказываются замешаны еще и органы власти региона — именно они утверждают нормативы потребления, по которым вы платите за отопление в таком доме. Как утверждают эксперты «ЖКХ Контроль», отсутствие счетчика не означает, что не должно быть корректировки (если это специально не прописано в договоре с управляющей компанией — но, как правило, это редкость). Но тут многое зависит уже и от местных властей: пересмотр нормативов — в их руках.
2. Перерасчет не прислали? Пишите обращение в свою управляющую компанию с требованием представить вам расчеты, на основании которых корректировка не проведена. Вы имеете на это полное право. Также как требовать предоставить вам показания общедомового счетчика тепла или ссылку на документ, исходя из которого делались расчеты при отсутствии счетчика.
3. Вас игнорируют? Жалуйтесь в жилищную инспекцию — предъявив туда ваше письменное обращение, на которое вы не получили ответа или если получили бессодержательную отписку.
Размер платы за отопление зависит от наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета, говорится в сообщении пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области.
«Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354. Начисление по отоплению исходит из двух главных показателей: объем коммунального ресурса, потребленного отдельной квартирой; количество энергии, израсходованной на общедомовое хозяйство», — говорится в сообщении.
Размер платы зависит от многих факторов, в том числе: наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета.
Начисления за отопление могут производиться двумя способами: в отопительный период или в течение всего года.
В случае, если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета тепла и начисления производятся только в отопительный период, упрощенная формула для расчета выглядит так: P = S x N x T. Площадь помещения (S) умножается на установленный норматив потребления тепловой энергии (N) и на тариф на тепловую энергию (T).
«Если в доме установлен общедомовой счетчик по отоплению, то расчет производится, как правило, в отопительный период согласно показаниям прибора учета. Упрощенная формула расчета в этом случае такова: сумма к оплате P = количество потраченной тепловой энергии (V) делится на общую площадь дома (So) и умножается на площадь квартиры (Sкв) и на тариф (T)», — добавляется в сообщении.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства, которые закрепили за жителями право оплачивать отопление в квартирах согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ). Еще одно нововведение касается владельцев жилых помещений с автономным обогревом. Теперь они не обязаны оплачивать услуги центрального отопления, но по-прежнему, как и другие жильцы, вносят плату за обогрев общедомовых площадей.
Тепло, идущее на общедомовые нужды, количество тепла, потраченное на обогрев нежилых помещений в доме, определяются по общедомовым приборам учета (при их наличии) либо исходя из нормативов. Нормативы потребления ресурсов на общедомовые нужды утверждаются министерством ЖКХ Московской области и распорядительными документами органов местного самоуправления. Размер платы за отопление на ОДН рассчитывается пропорционально площади занимаемого жилого помещения.
Рассчитать оплату за отопление можно на сайте «Расчет ЖКХ». Уточнить подробности по оказанию услуги «отопление» можно у исполнителя услуги.
Акция «Школа ЖКХ нашего двора» — как проверят готовность домов к зиме в Подмосковье>>
В связи с отсутствием коллективного (общедомового) учета тепловой энергии, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии объем тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Данный норматив установлен приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2012-нп от 31.08.2012г. и составляет для Выселковского района на 1-4 этажные дома — 0, 0228 Гкал/на 1 кв.м. общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в календарный месяц отопительного периода.
Приказом № 1/2017-нп от 10.01.2017 г. в приказ РЭК-ДЦиТ Краснодарского края № 2/2012-нп от 31.08.2012 г. внесены изменения следующего содержания: «нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного 7 календарным месяцам во всех муниципальных образованиях Краснодарского края за исключением городского округа Сочи».
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 г. №38988-ОГ/04 даны разъяснения, что согласно пункту 18 приложения 1 Правил №306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а так же отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде, и размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
По данному вопросу МУП «Выселковские коммунальные системы» обращались в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края. В своем письме Государственная жилищная инспекция Краснодарского края от 20.12.2016 г. №75-30818/16-06.12 поясняет следующее:
«расчет норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержден приказом РЭК-ДЦиТ Краснодарского края от 31.08.2012 №2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае». Данный норматив рассчитан на отопительный период 7 месяцев, включая неполные месяцы отопительного периода. Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2015 №17948-ОД/04, в соответствии с требованиями п. 18 приложения к правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных в отопительном периоде.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Кроме того, данная позиция подкреплена судебной практикой (Дело №А32-27641/2015 от 24.06.2016). Суд принял решение о том, что уменьшение отопительного периода не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии. Перерасчет норматива в зависимости от количества дней предоставления услуги по отоплению не правомерен. Размер платы за коммунальную по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. При этом, суд указал, что изменение продолжительности отопительного периода повлечет изменение самого норматива потребления».
Продолжительность отопительного периода устанавливается на основании Распоряжения Главы муниципального образования Выселковский район.
На прошлой неделе город взбудоражили дикие цифры, указанные в квитанциях за тепло. “Отопление в мае было 6 дней, а насчитали как за весь месяц!” — возмущались артемовцы.
Удивлялись и тому, что не всем пришли подобные счета: у кого-то суммы к оплате были указаны вполне приемлемые.
За разъяснениями мы обратились в ресурсоснабжающую организацию — ОАО “Объединенная теплоснабжающая компания, “дочку” АО “Облкоммунэнерго”.
Получили ответ, подготовленный пресс-службой ресурсников. Приводим его.
“ Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В Свердловской области действует способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, ссылаясь на документ*, пишут сотрудники компании.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области установила, что до 1 января 2021 года на территориях муниципальных образований Свердловской области сохраняется применение нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, утвержденных местными органами власти (письмо № 31-01-81/2140 от 30.12.2019 г.).
В указанных актах норматив на отопление рассчитан на определенное количество месяцев. В частности, для Артемовского ГО это 8 полных месяцев отопительного периода. То есть в случае, если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, расчет размера платы за отопление определяется путем умножения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., на количество месяцев, установленных органами местного самоуправления – 8 полных месяцев.
В случае отсутствия общедомовых приборов учета применяется установленное количество месяцев, независимо от того, длиннее или короче был отопительный сезон и независимо от того, полный ли месяц предоставлялась услуга. Таким образом, наличие в отопительном периоде неполного месяца не может повлиять на размер стоимости коммунальной услуги по отоплению при осуществлении расчета с использованием норматива.
Это указано также в письме Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О размере платы за коммунальную услугу по отоплению»: «…размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням».
Таким образом, наличие в отопительном периоде неполного месяца не может повлиять на размер стоимости коммунальной услуги по отоплению при осуществлении расчета с использованием норматива.
Это указано также в письме Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О размере платы за коммунальную услугу по отоплению»: «…размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням».
Следовательно, при начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления, количество тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода, рассчитывается за каждый месяц отопительного периода, в том числе за неполные месяцы (май, сентябрь) и вне зависимости от срока начала и срока завершения отопительного периода.
Если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим жилищным законодательством не предусмотрен. Следовательно, стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период.
В Артемовском ГО органом местного самоуправления утвержден норматив потребления коммунальной услуги – отопление — исходя из 8 полных месяцев вне зависимости от срока начала и окончания отопительного периода. Поэтому для проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, жителей Артемовского плата за отопление была рассчитана с октября по май”.
Нет услуги — за что платить?
По нашей просьбе ситуацию прокомментировали также Председатель Комиссии по правовым вопросам реформирования ЖКХ и тарифному регулированию Свердловского регионального отделения «Ассоциация юристов России» Ксения Лумпова.
— Действительно, такая теория имеет место быть и даже имеет под собой правовые основания, отраженные в правилах предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354 от 2011 г.), чем тепловики активно пользуются. Но, в некоторых муниципалитетах, надзорные ведомства, в частности прокуратура, встают на сторону потребителя и считают, что услуга должна оплачиваться по факту ее получения.
Общие положения об оказании возмездных услуг регулируются Гражданским кодексом РФ. Исходя из смысла пункта 1 статьи 779 ГК РФ, обязанность по уплате денежных средств возникает у заказчика при получении услуг от исполнителя. По моему мнению, за период, когда услуга заказчиком не потреблялась, на него не может быть возложена обязанность по оплате услуги. Рекомендую потребителям обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку и принять меры прокурорского реагирования.
Надеяться на добровольные перерасчеты со стороны ресурсоснабжающей организации не стоит, повторюсь, их действия продиктованы нормативно-правовыми актами.
* Ресурсники ссылаются на 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ № 354).
Оплата за отопление, как и за любую другую коммунальную услугу, рассчитывается двумя способами: по нормативу или по прибору учета.
Если на доме стоит прибор учета, то оплате подлежит учтенный ресурс. Если в месяце услуга предоставлялась, и объем тепловой энергии посчитан, то этот объем подлежит оплате.
Если на доме не установлен общедомовой прибор учета, то оплате подлежит объем рассчитанный по нормативу. В отношении тепловой энергии объем тепловой энергии рассчитывается как годовой объем Гкал разделенный на части определенным способом. Существует 3 основных способа деления годового объема:
— деление равными платежами в течение календарного года — т. н. норматив 1/12 — редко встречается в последнее время из-за проблем в урегулировании взаимоотношений между РСО и УК.
— деление равными платежами в течение отопительного сезона — т. н. норматив 1/7 — достаточно часто встречающийся норматив, т. к. позволяет равномерно распределить тепловую нагрузку;
— деление частями соответствующим примерной тепловой нагрузке — т. н. дифференцированный норматив, когда норматив в январе больше, чем в октябре — самый часто встречающийся норматив, т. к. отражает фактическое потребление.
Объем годовой тепловой энергии рассчитывается исходя из средней длительности отопительного сезона. Нормативы на коммунальные услуги устанавливают департаменты по тарифам субъектов (аналогичные им организации). В постановлении обычно указываются расчетные даты начала и окончания отопительного сезона. Теплоснабжающая компания может закончить отопительный сезон раньше. чем установлено постановлением.
Если отопительный сезон закончился раньше, чем указано в постановлении, то можно требовать перерасчет. т. к. услуга оказана в неполном объеме. Для этого Вам необходимо иметь на руках:
— постановление об установлении нормативов с расчетными датами отопительного сезона
— постановления о начале и окончании отопительного сезона
— справка (письмо) от ресурсоснабжающей организации с указанием даты, когда фактически прекратилась поставка тепловой энергии.