Адрес: 105678, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 55 (Карта проезда)
Время работы: ПН-ПТ: с 9.00 до 18.00, СБ: с 9.00 до 14.00

Газовые фонари уличные: где в Москве найти газовый фонарь XIX века – Москва 24, 18.07.2013

Содержание

где в Москве найти газовый фонарь XIX века – Москва 24, 18.07.2013

Фото: ИТАР-ТАСС

В Саду «Эрмитаж» 18 июля отмечают 100-летие фонаря с лампой накаливания. Светильник, установленный здесь в 1913 году, — один из немногих, которые удалось сберечь до наших дней. Всего в столице сохранилось около 100 дореволюционных и 1,5 тысяч конструкций советского периода.

М24.ru узнал, где найти эти раритеты, и какие истории с ними связаны.


Самые старые электрические фонари украшают Каланчевскую улицу. В 1896 году к приезду императорской семьи на коронацию Николая II здесь построили здание станции Каланчевская, выполненное в стиле модерн. Сквер перед станцией осветили электричеством, что было очень дорого. Правда, члены царской семьи электрические фонари увидели лишь в 1912-м, когда отмечалось столетие войны.

Подобные фонари установили на Красной площади, но сохранить их не удалось. А светильники на Каланчевской находятся в довольно плачевном состоянии. Сейчас они выполняют функцию столбов, на которые клеят объявления.

«Старше этих фонарей только светильники в Кремле. Это четыре струнные колонны около Царь-колокола и Царь-пушки. Они появились в конце XIX века. А фонари с лампами накаливания начали размещать в Москве в 1913 году.

Один фонарь можно найти в Саду «Эрмитаж», еще шесть – на Площади Борьбы в ансамбле памятника «Москва-Петушки», — рассказала руководитель проекта «Фонари Москвы» Ленара Гадельшина.

Фото: ИТАР-ТАСС

Электрические фонари – это существенный прорыв в системе городского освещения, ведь прежде на улицах работали более дешевые газовые фонари. К началу XX века в столице функционировали дуговые фонари, которые давали яркий свет. К 1910 году их насчитывалось всего 440 штук. Но предпочтение отдавалось лампам накаливания, которые были на 80 процентов экономичнее дуговых. Десяток светильников с лампами накаливания уцелели. Узнать их легко – на каждом есть клеймо польского завода.

Много газокалильных фонарей, датированных началом XX века нашли на территории храма Петра и Павла в Петропавловском переулке, храма святой Ирины на улице Фридриха Энгельса и церкви великомученика Никиты на Старой Басманной.

Интересно, что в 30-х годах, когда выполнялся план ленинской электрофикации, газовые, газокалильные и керосиновые фонари, ликвидировали. Но так как денег на установку новых светильников не хватало, высокие и тонкие колонны газокалильных фонарей подрезали и крепили к ним электрические лампочки. Пару десятков таких столбов сохранили. Например, на территории церкви Петра и Павла два газовых фонаря использовали в качестве крепления козырька входа.

Фонари, похожие на светильники 1913 года, начали отливать в 40-е годы, когда шло восстановление Москвы после войны.

Фото: ИТАР-ТАСС

Отдельного внимания заслуживают фонари на территории ВДНХ. Это объекты 30-х и 50-х годов. Первые появились перед открытием выставки. Конструкции фонарей 30-х разрабатывались специалистами мастерской под руководством архитектора Олтаржевского, который предложил использовать одну колонну с разными светильниками.

По словам директора музея «Огни Москвы» Натальи Потаповой, сейчас эти светильники демонтируют, так как конструкции находятся в очень плохом состоянии. Некоторые из фонарей 30-х не сохранились, так при их строительстве использовались дерево и гипс.

Во время реконстуркции ВДНХ в 50-х годах на территории установили чугунные фонари-колосы, модель которых разработал архитектор Мельчаков. Все фонари ВДНХ с символикой – на их нижних частях, на кронштейнах, изображены фрукты. Эти декоративные элементы, отражающие тематику советской выставки, год за годом маскируют под толстым слоем краски. В результате фонари потеряли эстетическую ценность.

В советскую эпоху в 50-х вышло постановление Хрущева об устранении излишеств. Тогда и началась борьба с архитекторами сталинских времен. Их проекты были слишком дорогостоящими. Например, на установку столбов фонарей на Пушкинской площади ушло порядка 50 процентов средств от общей стоимости проекта. Такие фонари устанавливали только в знаковых местах столицы. По задумке мастеров, малая архитектурная форма гармонично дополняла большую – жилые постройки. Сейчас в столице наблюдается эклектика. Многие уличные светильники выбиваются из архитектурного ансамбля города. Так во время восстановления манежной площади установили несоразмерные фонари, отметила Потапова.

Фото: ИТАР-ТАСС

Сейчас многим старинным фонарям в Москве требуются ремонтные или восстановительные работы. Отдельные объекты теряются при реконструкции городских территорий. Кстати, в Москве есть «кладбище» утилизированных фонарей. Речь идет о складе Моссвета в Текстильщиках, где фонари находятся до тех пор, пока их не сдают в лом.

«В этом году в рамках проекта «Фонари Москвы», составили электронный каталог фонарей, которые уцелели. Причем учитывались не только уличные, но и настенные, усадебные и другие фонари. Некоторые из них очень интересные. Мы просим городские власти взять их под охрану и отреставрировать», – сообщила Потапова.

История вопроса

Первые уличные фонари начали появляться в начале XV века. В 1417 году фонари начали вешать в Лондоне по указу мэра Генри Бартона. В Париже светильники у окон появились в начале XVI века. А в Амстердаме система уличного освещения появилась в XVII столетии благодаря усилиям организатора городской пожарной охраны Яна ван дер Хейдена. Именно он предложил осветить ночной город, в особенности – набережные каналов, куда в потемках частенько падали люди. А еще уличное освещение позволило эффективнее бороться с преступностью и своевременно тушить пожары. Ван дер Хейден лично конструировал масляные фонари и в 1669 году был назначен на должность инспектора городского освещения.

Фонари Яна пользовались популярностью не только в Амстердаме, но и в Берлине.

Что касается уличного освещения в России, то первые фонари разместили в Санкт-Петербурге в 1706 году на фасадах домов возле Петропавловской крепости. Регулярная система уличного освещения появилась в Питере в 1723-м, когда на Невском проспекте установили масляные фонари.

В Москве постоянно освещать улицы начали гораздо позже. Указ «О стеклянных фонарях» был издан в 1730 году. Газовые светильники начали использовать в начале XIX века. Придумал их англичанин Уильям Мердок. Изобретение пользовалось спросом до тех пор, пока в конце столетия не было вытеснено электрическими лампами. В Москве такие установили в 1880 году.

Алла Панасенко

три века света на московских улицах / Новости города / Сайт Москвы

Появлению фонарей в Москве горожане должны были быть благодарны Анне Иоанновне. Как сообщает Иван Забелин, известный специалист по московской истории, именно по случаю присутствия императорского двора в городе осенью 1730 года были зажжены первые фонари. И уже 27 ноября (по старому стилю) Сенат приказал: «В Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам… поставить на столбах фонари стеклянные» [1].

Расстояние между фонарями должно было быть по 10 сажен (21 метр), а завершить работы по установке предполагалось до 25 декабря. Пока же этого не произошло, владельцы домов на этих улицах должны были либо жечь свечи (не меньше двух на окно), либо самим выставить на столбах слюдяные или стеклянные фонари. Освещение происходило лишь по приказу Двора Её Императорского Величества. И то лишь до полуночи. Следить за фонарями и чинить их также предстояло горожанам.

По словам Ивана Забелина, настоятельной потребности в освещении у москвичей не было. Что до, что после ноябрьского указа жители продолжали ходить по улицам со своими собственными фонарями. Более того, выйти без фонаря за пределы улицы было невозможно — пропускать через уличные рогатки таких странников было запрещено. Прежде всего в целях безопасности. С мая по август, правда, хождение с фонарями было запрещено из-за возможного возникновения пожаров.

В 1766 году по всей Москве было установлено 600 фонарей. В 1782 году их стало около 3500, в 1800-м — 6559. При этом, согласно разработанному и периодически изменяющемуся осветительному календарю, горели они не больше 18 дней в месяц с августа по май.

 

Газовое освещение

Важной вехой в истории освещения московских улиц стал 1865 год. Городское общественное управление решилось на первую реформу в этом вопросе, тем более что срок действовавшего к этому моменту контракта по освещению некоторых улиц минеральным маслом подошёл к концу.

Первые проекты улучшения освещения в Москве, в том числе с использованием газа, начали поступать в Московскую городскую Думу ещё в 1849 году. Но либо предложения эти были невыгодны городу, либо сами предприятия к моменту принятия решения распадались.

Дальше всего город продвинулся в вопросе заключения контракта с купцом из Майнца Дитерихом и санкт-петербургскими купцами Сименсом и Гальске. Их проектом 1861 года заинтересовался генерал-губернатор Москвы. Согласно составленному ими контракту, они получали исключительное право на освещение центральных частей Москвы текучим газом в течение 60 лет. Кроме этого, компания была обязана построить за городом газовый завод, проложить подземные трубы и установить 2000 фонарей, за которыми должна была сама и следить. В течение 10 лет газовое освещение должно было появиться в Городской, Тверской, Мясницкой, Пречистенской, Арбатской, Сретенской и Яузской частях Москвы, в пределах нынешнего Садового кольца (за исключением Замоскворечья). Светить фонари должны были не меньше 2000 часов в год.

Итогом рассмотрения этого проекта стало определение Московской городской общей Думы опубликовать в разных иностранных и российских журналах приглашение к участию в своеобразном конкурсе на газовое освещение Москвы.

«Вследствие этой публикации в комиссию поступило 10 предложений, а именно: из Франкфурта-на-Майне — от г. Эрлангера и Ко; из Аугсбурга — от г. Ридингера; из Англии одно предложение — от Вакстафа и Бауера, другое — от г . Робертса и Ко и третье — от г. Никольсона, Бовиля, Дурасова, Сароченкова и Ко; из Голландии — от г. Ван дер Мале и Ко; из Бельгии — от г. Букье; от проживающих в Москве одно предложение — от г. Шиловского; другое — от г. Трулье и третье — от московского купца Я.Е. Егорова» [2].

В итоге 29 января 1865 года контракт на распространение газового освещения в Москве был подписан с голландским подданным Арманом Букье и великобританским подданным Невилем Гольдсмидтом на тех же, по сути, условиях, что предлагались купцам Дитериху, Сименсу и Гальске. Был лишь сокращён срок контракта — 30 вместо 60 лет. Согласно осветительному календарю, гореть они должны были уже 24 дня в месяц с августа по май.

Уже полтора года спустя появились варианты с расширением географии распространения газового освещения — в Рогожскую, Лефортовскую и Басманную части. Однако предложение Московского товарищества сжатого переносного газа было отклонено, Букье же с Гольдсмидтом через своих контрагентов Лесли и Шиловского сообщали о своём намерении проложить газовые трубы за пределы намеченной первоначально территории.

В 1867 году улицы Москвы освещали 3083 газовых фонаря, а общее число светильников было доведено до 9213. «Причём все конопляно-масляные фонари уничтожены и заменены минерально-масляными (то есть керосиновыми)» [3]. Причиной перехода на керосин стало понимание, что предыдущий способ был не «освещение, а лишь бесплодное уничтожение довольно ценного материала» [4].

Другими предложенными вариантами были американское минеральное масло и спирто-скипидарная жидкость (купцов Зотовых), а также фотоген (купца Розена и Московского товарищества сжатого переносного газа).

 

Электрическое освещение

Прорывной технологией газовые фонари оставались недолго. В марте 1880 года городская управа рассматривала возможность освещения электричеством площади на набережной у храма Христа Спасителя, а уже в апреле она получила предложение поставить в Москве свечи Яблочкова. Инженер и изобретатель Павел Яблочков, ставший к тому моменту практически легендой на Западе, попросил участок земли между Китайгородской стеной и Челышевскими банями, стоявшими на месте нынешней гостиницы «Метрополь». Там он предполагал построить здание и установить машины для выработки электроэнергии. Срок аренды он ограничил 12 годами, а взамен обязался освещать Театральную площадь (шесть электрических фонарей взамен 28 газовых рожков) и часть Воскресенской площади (четыре электрических фонаря вместо 30 газовых). Согласие управы было получено.

В 1883 году вся мощь электрического освещения была продемонстрирована во время празднования коронации императора Александра III. Тут уже командовал парадом флотский электрик Евгений Тверитинов. Под его руководством матросы и юнкера построили на Софийской набережной временную электростанцию, протянули через Москву-реку телефонные провода, по которым потом и пустили ток, а также установили на колокольне Ивана Великого 3500 электрических лампочек Эдисона и 18 больших и малых солнц на башнях Кремля.

В рамках празднования коронации императора был освящён храм Христа Спасителя. «Местность около храма Спасителя освещается 32 лампами, но ввиду удешевления освещения принято за правило, чтобы после 12 часов ночи освещать эту местность только 16 лампами. В светлые же лунные ночи освещение или совсем не производится, или производится частью, по мере надобности» [5]. Три года спустя в Москву была поставлена первая динамо-машина Шуккерта, что позволило увеличить число фонарей у храма Христа Спасителя и поставить фонари на Большом Каменному мосту, а также освещать Сокольничий круг во время вечерних летних концертов.

В Московскую городскую Думу тем временем продолжали поступать предложения по электрическому освещению улиц от частных лиц и компаний. В 1886 году Комиссия по разработке вопроса об освещении города Москвы состояла в длительной переписке с целым рядом электротехнических фирм: Е.Р. Филипп, Дж. Смит и Ко в Москве, со знакомыми уже купцами Сименсом и Гальске в Санкт-Петербурге, а также с торговым домом «Ганц и Ко» в Будапеште. Именно венгерское предложение показалось комиссии наиболее интересным, однако по независящим от обеих сторон обстоятельствам контракт так и не был подписан.

В 1887 году Комиссия по надзору за освещением Москвы получила два судьбоносных обращения. Первое — от Первой русской фабрики электрических машин, в котором рассказывается о преимуществах использования силы воды и о достоинствах ламп накаливания. Второе — от Общества электрического освещения 1886 года, с которым в итоге и будет подписан контракт. По планам 1887 года в первую очередь в Москве должны быть освещены «площади: Тверская, у Триумфальных ворот и дома генерал-губернатора, Трубная, Лубянская, Театральная, Иверская, Охотного ряда и Пушкинская; бульвары: Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский и Сретенский; улицы: Большая Никитская, Тверская от Триумфальных ворот до Иверской часовни, Большая Дмитровка, Петровка, Неглинный проезд, Большая Лубянка и Мясницкая; переулки: Козьма-Демьяновский, Столешников, Камергерский и Кузнецкий мост» [6].

В 1895 году договор с Обществом электрического освещения 1886 года был подписан. Рассчитан он был до 23 сентября 1945 года. Кроме общего договора, был заключён и частный на семь лет на освещение Тверской улицы. Общество электрического освещения 1886 года сразу же приступило к прокладке проводов и установке фонарных столбов, и 1 мая 1896 года началось освещение Тверской 99 электрическими фонарями.

На конец 1910 года на нескольких главных улицах и площадях было установлено 448 электрических ламп разных систем и различной мощности.

Согласно отчёту, подготовленному Московской городской управой в 1911 году, для освещения Москвы в то время использовались керосин, газ и электричество. Всё, что было за Садовым кольцом, большинство проездов Замоскворечья, а также все бульвары, парки и скверы освещались простыми керосиновыми лампами (всего 13 444 штуки). Вдоль трамвайных путей с 1908 года стали устанавливаться керосинокалильные фонари (532 штуки). Практически весь центр Москвы освещался газовыми фонарями (8501 штука).

 

Электрификация всей страны

С началом Первой мировой войны, после которой последовала революционная пора, к вопросу об улучшении освещения Москвы почти не возвращались — времена и заботы были другими. В феврале 1917-го московский градоначальник Вадим Шебеко даже обратился к московскому городскому голове Михаилу Челнокову с просьбой если уж не восстановить полностью газовое освещение города, то хотя бы давать газ до часа ночи, а вдоль трамвайных путей установить электрические лампочки. Но удовлетворить просьбу не было никакой возможности.

Лишь к январю 1919 года освещение в городе начало налаживаться, и на улицах Москвы горело более 7600 газовых и электрических ламп. А тут и подписание распоряжения о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО) подоспело. К концу 1924 года число светильников выросло до 8779, причём половина из них уже был электрической. Последний керосиновый фонарь в Москве погас только в 1926-м, а газовый — в 1932-м. Все они уступили место электрическому освещению.

С тех пор лишь менялись типы ламп: от ламп накаливания к светодиодным, и росло их количество. Если в 1944 году Москву освещали чуть менее 40 тысяч светильников, то к концу 2015-го их стало около 540 тысяч.

Архивные документы представлены Главным архивным управлением города Москвы.

  1. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. VIII. СПб, 1830. С. 344.
  2. ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 21. Д. 3. Л. 107
  3. Сборник очерков по городу Москве. М., 1897. С. 165.
  4. ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 21. Д. 3. Л. 17 об.
  5. Известия Московской городской Думы. Сентябрь. М., 1909. С. 21.
  6. ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 21. Д. 860. Л. 94–94 об.

Газовое освещение: engineering_ru — LiveJournal

Гуляя по петербургским парадным я иногда встречаю вот такие необычные чугунные торшеры. Предполагаю, что это остатки газовых фонарей — при внимательном осмотре видно, что внутри расположены металлические трубочки, через которые мог поступать газ.

ул. Ломоносова, 11.





Материалов об истории газового освещения в Петербурге удивительно мало. Известно, что первые газовые фонари появились у нас осенью 1819 года. В 1820-м году в здании Генерального штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков. В 1835 году учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», основной целью которого было поставлять газ для внутреннего освещения домов. В 1839 году был построен газовый завод в районе Обводного канала и установлены газовые фонари на Дворцовой площади, Невском проспекте и ближайших улицах.
По всей видимости газовое освещение не получило широкого распространения из-за дороговизны. Е. Юхнёва в в своей книге «Петербургские доходные дома» пишет, что для квартирного освещения использовались два типа газовых горелок, горелка Арганда и открытая газовая горелка, первая обходилась в 4 раза дороже, чем освещение керосином, вторая — в 10 раз. Она сообщает, что для бытовых нужд газ подавался в 1860-х годах только в небольшое число домов на Невском проспекте и прилегающих улицах, причём первоначально газовые светильники устанавливались только на лестницах.
«Общество освещения газом Санкт-Петербурга» сталкивалось с финансовыми трудностями, число абонентов росло медленно, высокая себестоимость перегонки газа в сочетании с плохо контролируемым его потреблением приводили к серьёзным убыткам, и только поддержка высокопоставленных лиц спасла общество от банкротства.
В конце XIX века газовое освещение распространилось шире — но стало вытесняться электрическим.

Листая интернет в поисках материала для этой заметки я натолкнулась на интересное описание процесса попадания светильного газа в помещения. Внутри зданий устраивались резервуары для хранения газа, соединённые трубами с одной из наружных стен, на выходе трубы перекрывались клапанами. Баллон с газом подвозили к стене здания, к клапану присоединяли резиновый рукав и пускали газ. «При таком примитивном способе перекачки много газа улетучивалось наружу и на большом пространстве сильно пахло газом. Публика, зажимая носы, обходила на почтительном расстоянии эти пахучие операции».

Конструкция газовых ламп постепенно эволюционировала:


Наиболее популярные на западе в 1850-х годах газовые лампы выглядели так:


Обе иллюстрации найдены на сайте, посвящённом William Sugg & Co, и там ещё много всего интересного. А про конструкцию и принцип работы можно прочесть здесь

Трудно сказать, как при таком освещении выглядели интерьеры, но если они светили примерно как современные туристические газовые фонари, ровным белым светом без жёлтого оттенка ламп накаливания и мертвенных тонов энергосберегающих ламп, это должно было быть очень красиво.
А свет уличных газовых фонарей можно увидеть в Александровскому саду у памятника Пржевальскому, там в прошлом году были установлены фонари с газовыми горелками, в память о первых газовых фонарях, которые сменили масляные уличные светильники в XIX веке. Газовый торшер можно узнать по «ножкам», на которых приподнята светильная камера. «Настоящие», из XIX века, уличные газовые фонари тоже можно увидеть, правда, они переоборудованы в электрические — это фонари вокруг Медного всадника, памятника Николаю I, у Мариинского дворца, у памятника Екатерине Великой в Екатерининском сквере, у Александринского столпа.

Остальные фотографии из парадных старые, поэтому они несколько меньше размером.
На Загородном проспекте:

Моховая, 44:

Вот так правый столбик выглядит сверху:

ул. Достоевского:


″Газовый конфликт″: в Берлине могут погаснуть культовые фонари | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Берлин в первой половине XIX века. Это было время, когда по знаменитому столичному бульвару Унтер-ден-Линден сновали извозчики, а по тротуарам дефилировали, помахивая тростями ручной работы, солидные господа в длинных драповых пальто, цилиндрах, шелковых кашне и лайковых перчатках.

Впрочем, наблюдать такую картину там тогда можно было только днем. Ночью берлинские кварталы погружались в кромешную тьму. Светло на вечерних и ночных улицах стало в 1826 году, когда Берлин позаимствовал тогдашнее лондонское новшество — газовые фонари, продукт индустриальной эпохи. Они и сегодня — одна из главных особенностей города.

Шедевры художественной ковки

Каждый из этих уличных фонарей — настоящее произведение искусства. Среди них есть даже уникальные модели, созданные выдающимся архитектором и художником, лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве Карлом Фридрихом Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel), который оказал огромное влияние на развитие архитектуры не только в Германии, но и в России.

Но газовое освещение стоит сегодня недешево, и власти Берлина решили, что пришла пора от него отказаться. 36,6 тысячи еще имеющихся в столице уличных газовых фонарей (а это — примерно половина оставшихся в Германии экземпляров) планируется демонтировать и либо отправить на свалку, либо передать в собрание берлинского Технического музея. В конце прошлого года такая акция уже началась. 700 старинных газовых фонарей, украшавших улицы столичного района Шпандау, уже заменены на современные электрические светильники. К концу 2016 года планируется завершить основные работы по демонтажу исторических фонарей.

«Газовый конфликт»

Культовый немецкий актер, певец и телеведущий Илья Рихтер (Ilja Richter) вне себя от возмущения. Он — один из тех, кто выступает за сохранение исторического облика немецких городов. Рихтер не понимает, как можно, восстанавливая утраченные старинные памятники архитектуры, разрушать сохранившиеся реликвии.

Но у властей города свои аргументы. Отказ от использования газовых фонарей позволит более чем на девять тонн сократить выбросы углекислого газа и таким образом внести ощутимый вклад в охрану природы. Так объясняют свое решение городские власти.

Помимо экологического, приводится и экономический аспект. Политики напоминают о том, что город просто вынужден экономить. А уличное освещение ежегодно обходится ему в 23 миллиона евро. И половину данной суммы составляют расходы на газ. К тому же, свыше миллиона евро тратится каждый год на техническое обслуживание старинных фонарей. На все эти деньги вместо имеющихся газовых можно установить в четыре раза больше электросветильников, внешне мало отличающихся от старинных моделей. Политики напоминают и о том, что в случае если это произойдет, Евросоюз выделит Берлину субсидии.

Иными словами, овчинка выделки не стоит, считает известный во всем мире эксперт по вопросам освещения и советник правительства Берлина Штефан Фелькер (Stephan Völker) из столичного Технического университета.

Наследие индустриальной эпохи

Выбор экспертов пал на новые модели уличных электрических светильников серии «Jessica», выпускаемых холдингом SELUX. Но есть немало специалистов, которые такое решение не одобряют.

Одна из причин, по которой электролампы не подходят для уличного освещения, заключается в том, что они дают слишком неестественный холодный свет, — поясняет инженер Бертольд Куят (Bertold Kujath) из берлинской общественной инициативы «Культура газового освещения».

Участники этой инициативы составили полный каталог берлинских исторических газовых фонарей и регулярно проверяют их наличие на улицах города. Активисты пытаются сделать все для того, чтобы предотвратить демонтаж еще сохранившихся в столице реликвий и сберечь эту частичку наследия индустриальной эпохи. С недавних пор свою поддержку им стал оказывать даже Всемирный фонд охраны памятников — международная некоммерческая организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, которая включила берлинские газовые фонари в список объектов всемирного наследия, находящихся в особой опасности. К слову, это единственный вошедший в данный перечень исторический объект из Германии.

За сохранение облика города

Сторонники газового освещения улиц Берлина напоминают о том, что не в последнюю очередь именно газовые светильники привнесли особый колорит в атмосферу города. Они позволяют сохранить исторический облик столицы и на протяжении многих лет являются одной из ее примет, говорит Бертольд Куят.

По его словам, участники инициативы «Культура газового освещения» вовсе не против инноваций. Они лишь ратуют за то, чтобы в угоду техническому прогрессу не уничтожались памятники старины.

Если городские власти не внемлют их доводам, активисты намерены подать заявку в ЮНЕСКО — о наделении берлинских газовых фонарей статусом объектов Всемирного культурного наследия. А государство, на территории которого такой объект находится, обязано не только принимать меры по его сохранению, но и выделять на это дополнительные финансовые средства.

Смотрите также:

  • Светильники из подземелья

    Слеза красная, слеза синяя

    В подвалах бывшего пивоваренного завода Linden в городе Унна открыт единственный в своем роде музей. В подземных кладовых художники-светодизайнеры разместили свои творения. «Туннель слез» — так называется инсталляция художника Кейта Сонньера (Keith Sonnier) из красных и синих люминесцентных ламп. Игра цвета, света и пространства создает очень необычную атмосферу.

  • Светильники из подземелья

    В подвале

    Подземный музей расположился на территории в несколько квадратных километров. Помещения ничем не напоминают просторные, светлые залы традиционных музеев. Влажные стены, отопление отсутствует. И лишь световые инсталляции, такие как «Я в диалоге» Яна ван Мунстера (Jan van Munster), оживляют тьму подвала. Без экскурсовода сюда не попасть.

  • Светильники из подземелья

    Свет на ощупь

    Творчество американца Джеймса Таррелла в музее представлено двумя инсталляциями. В окутанный световым туманом «Floater 99» можно войти. Контуры архитектурного объекта растекаются в густом мареве лилово-синего цвета, увлекая за собой посетителей, отважившихся на подобный эксперимент.

  • Светильники из подземелья

    Тени жизни

    А эта инсталляция Джеймса Таррелла напоминает экскурсию в камеру-обскура, которая предшествествовала фотоаппарату. Она состоит из двух частей. В первое помещение свет попадает через маленькую линзу в полу. Фиксируется любое, пусть и совсем незначительное движение (например, взмах крыла птицы). Над комнатой — «небосвод», где тени живой жизни сливаются с искусственным светом.

  • Светильники из подземелья

    Геометрия иллюзий

    Для своей инсталляции «No and Neon» Франсуа Морелле выбрал холодильную камеру, где разместил девять неоновых светильников, расположенных отчасти по диагонали, отчасти по вертикали. Люминесцентные трубки реагируют на движение и создают даже не одну, а несколько световых иллюзий. По диагонали, например, освещение кажется более мрачным.

  • Светильники из подземелья

    Цветы на стене

    Сводчатое помещение идеально подошло для инсталляции Ребекки Хорн (Rebecca Horn) «Тень лотоса». Подобно длинным стеблям растения, переплетаются между собой медные лампы со светящимися «цветками»- светильниками. Под аккомпанемент «поющих» китов они пускают «зайчиков», прыгающих по темным стенам.

  • Светильники из подземелья

    Пляски теней

    Кристиан Болтански (Christian Boltanski) играет со страхом темноты: ведьмы и чертенята раскачиваются на лесах, освещенные так, чтобы отбрасывать пляшущие на стенах тени. Художник напоминает об охоте на ведьм в Средневековье: следы той эпохи здесь сохранились до сих пор.

  • Светильники из подземелья

    Светящиеся звуки

    В былые времена здесь варилось пиво. Вспоминая о далеком прошлом, Кристина Кубиш (Christina Kubisch) вмонтировала в дно бывших каменных ванн 172 динамика и высветила их так, что светящиеся точки выстроились в строгие ряды. Они как будто отрываются от пола, становясь невесомыми и наполняя пространство мерным гулом.

  • Светильники из подземелья

    Зримое время

    Бригитте Кованц (Brigitte Kowanz) из Австрии «озвучивает» соотношение света и времени. Ее инсталляция — одна из немногих, установленных не под землей, а на поверхности.

    Автор: Сабине Ольце, Инга Ваннер


Светодиодные уличные светильники Вартон

Светильники для уличных фонарей

Уличные светодиодные светильники Вартон гораздо более экономные и эффективные, чем бытовавшие еще недавно газовые фонари. Их используют и на частной территории, и на общественных зданиях, и в жилищно-коммунальных хозяйствах. Вы можете увидеть такие светильники в скверах, на придомовой территории, вдоль проезжей части, на автостоянках, на набережных, в подсветке жилых домов, торговых комплексов, административных зданий и исторических архитектурных памятников – в общем, практически везде.

Одним из главных преимуществ, которыми обладают светодиодные светильники для улиц, является их высокая энергоэффективность. Для работы им требуется втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентным лампам, при этом светят они гораздо ярче, обеспечивая улицы достаточным количеством света вечером и ночью. Эксплуатационный срок светодиодов гораздо дольше, чем срок службы люминесцентного или газового фонаря, что значительно снижает затраты на их ремонт. Светодиодный светильник светит в течение порядка 50 000 часов: такой срок не сравнится со сроком других видов ламп. Еще один большой плюс светодиодных фонарей заключается в их повышенной пылевлагозащите, что сделало их практически незаменимыми для улицы.

Светодиодные светильники Вартон уличного освещения укомплектованы специальным креплением, позволяющим установить их на любую поверхность – вертикальную, горизонтальную или наклонную. Кроме этого, такая лампа практически не выделяет тепло: вся ее энергия направлена на выделение света, поэтому светодиодные светильники дают гораздо более яркий свет. Благодаря этому они сегодня популярны среди частных заказчиков и строительных компаний.

Снабжение муниципалитетов светодиодными светильниками уличного освещения

С проблемой качественного освещения улиц при минимальном потреблении энергетических ресурсов сегодня можно справиться, используя светодиодные приборы. Сегодня именно такие образцы на выгодных условиях продажи для муниципалитетов предлагает наша компания. Светодиодные светильники уличного освещения, предлагаемые нами, имеют ряд преимуществ в применении по сравнению с обычными лампами:

  • Они просты в установке и обслуживании.
  • Такие светильники потребляют минимум электроэнергии, обеспечивая нужный уровень освещения.
  • Изделия могут работать в различных климатических условиях. Нормальная температура их функционирования составляет -40… +50.
  • Такие лампы более долговечны, нежели обычные светильники уличного освещения. Закупать их вы сможете на порядок реже, нежели альтернативный вид приборов.
  • Устройства полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Муниципалитеты в нашей компании могут заказать светильники по специальным тарифам. Также им будет предоставлена возможность заключить с нами долгосрочный контракт на поставку осветительных приборов.

Узнать больше о том, как работают светильники для освещения улиц, во сколько вам обойдется их закупка, как быстро партия изделий может быть доставлена на ваш объект, вы можете уже в ближайшее время. Обращайтесь, будем рады вам помочь.

Когда на улицах Москвы установили первые фонари

288 лет назад, 27 ноября 1730 года во время пребывания царского двора в Москве Сенатом был издан указ «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей».

Полицмейстерской канцелярии было предписано по большим улицам — в Кремле, Китай-городе, в Белом, Земляном и в Немецкой слободе поставить на столбах стеклянные фонари в расстоянии 10 саженей один от другого, по установленным образцам. Деньги на устройство выдавала казна, но зажигать фонари и содержать их в исправности должны были сами жители.

Владельцам домов до тех пор, пока фонари были не установлены, по обозначенным улицам было предписано, в указанные дни до полуночи выставлять в окнах по 2-4 зажженных свечи, в зависимости от величины окна. К 1776 году в столице было установлено 600 фонарей, а к концу 18 века их общее число превысило 6 тысяч. Большая часть из них крепилась на столбах, остальные прибивались к стенам домов. Фонари были фитильными с конопляным маслом, зажигались с сентября по май.

К 1766 году в первопрестольной насчитывалось 600 фонарей на конопляном масле, в 1782-м их число возросло до 3,5 тысячи, к началу XIX века их уже было больше 6,6 тысячи, а спустя половину столетия город освещался восемью тысячами светильников. Попытки использовать в таких фонарях хлебный спирт предсказуемо закончились неудачей. Не помогло и то, что в спирт начали добавлять скипидар или нефть, чтобы резкий запах отпугивал любителей выпивки.

Но зато это ускорило процесс перехода от спиртовых фонарей к керосиновым, но вскоре их сменили газовые светильники. А первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. Интересно, что 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя, тогда же устроили первую электрическую иллюминацию колокольни Ивана Великого. Для этого купили 3500 лампочек накаливания Томаса Эдисона. А в 1897 году состоялось торжественное открытие первой центральной электростанции на Раушской набережной, которая функционирует до сих пор. Именно она снабжает электричеством и Кремль, и Госдуму.

До изобретения электрических уличных фонарей, фонарщики занимались зажиганием фонарей / Фото: yandex.ru/images/

В период трех войн и трёх революций уличное освещение пришло в упадок. Исправить ситуацию позволил проект электрификации всей страны, разработанный в 1920-е годы (ГОЭЛРО). С начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим полного затемнения, и только в октябре 1942 года на главных магистралях Москвы начало функционировать маскировочное освещение. С 1954 года на улицах начинается установка светильников с газоразрядными лампами — люминесцентными и ртутными (ДРЛ).

В начале 90-х московское правительство приняло генеральный план формирования световой среды города. В рамках этого плана были определены объекты для архитектурного освещения. В список вошли Останкинская и Шуховская телевизионные башни, семь сталинских высотных зданий, мосты через Москву-реку, вокзалы, музеи, церкви, монастыри, а также исторические и архитектурные памятники. С тех пор город начал приобретать свое второе лицо, а у москвичей появляться излюбленные места для ночных прогулок.

Фонари со 100-летней и даже 200-летней историей до сих пор украшают московские улицы / Фото: yandex.ru/images/

Те, кто интересуется историей московского уличного освещения, могут всё о нём разузнать в музее  «Огни Москвы», который работает с 1980 года в центре Москвы, в Армянском переулке. Погружение в историю города начинается еще со скверика, расположенного перед зданием музея — боярскими палатами XVII века, где можно увидеть старинные масляный, керосиновый, электрический фонари.

В экспозиции посетителей ждет много интересного: светец с лучиной, ручные и уличные фонари, самые разнообразные лампы и светильники, пульты управления наружным освещением, большое количество фотографий с видами столицы.

Виды Фонарей для Уличного Освещения

Освещение улиц в ночное время обеспечивает безопасность пешеходов и транспорта. В давние времена для преодоления расстояний в темное время время суток использовали ручные фонари, которые пришли на замену факелам. В фонарь ставили свечку либо масляный светильник.

Первые уличные фонари

Первые фонари появились в Лондоне и Париже, они были масляными. Системное уличное городское освещение впервые обустроили в Амстердаме в конце ХVII века, в фонарях 18 века использовали масло. Масляные лампы в ХIХ веке заменили газовые светильники.

Киев стал одним из первых европейских городов, где применили электрическое освещение улиц. До этого город освещался керосиновыми светильниками, а на Крещатике Аманд Струве – владелец газовых заводов – запустил газовую подсветку. В Киеве электрические фонари появились в 1878 году, их привез из Парижа управляющий Юго-Западной железной дороги Александр Бородин.

Модели были установлены в Киевских железнодорожных мастерских и на вокзале. Новинку оценили, всем понравился яркий свет. Профессоры физики из университета Св. Владимира оценила безопасность новых осветительных приборов и в 1893 году все центральные улицы Киева освещались электрическими фонарями. Электроэнергию обеспечивала первая электростанция Киева, открывшаяся в 1890 году.

Примечательно, что сегодня изготовители уличного освещения не отказались от классического фонаря, стилизацию под винтажные изделия можно увидеть на улицах каждого города.

Уличное освещение: виды

Рынок современной светотехники предлагает несколько типов уличных светильников, они отличаются габаритами, местом установки и техническими характеристиками. Сегмент уличного освещения включает:

Это основные группы осветительных приборов. Есть еще отдельные подгруппы – светодиодные прожекторы с датчиками, ЛЕД светильники на солнечных батареях и проч.

К наружному освещению предъявляются более высокие требования, чем к устройствам для применения в помещении. Все уличные осветительные приборы должны быть надежно защищены от пыли, влаги, температурных колебаний, воздействия осадков и механических повреждений. Индекс защиты корпуса у наружных светильников должен быть не менее IP44. Для грунтовых и подводных – IP67 и IP68.

Для изготовления таких устройств применяют металл, пластик и стекло. При монтаже оборудования нужно учитывать безопасность моделей. самыми безопасными считаются изделия с напряжением, не превышающем 12-24 В. Поэтому рекомендуют устанавливать приборы с применением понижающего трансформатора.

Виды фонарей для уличного освещения

Уличные фонари изготавливают в нескольких стилях. Одними из самых популярных являются классические осветительные приборы. Их конструкция включает стойку со светильником, который выполнен из стекла и металла. Кованый корпус служит надежной защитой и отличным украшением изделия. На стойке может располагаться один источник света или несколько. Такие модели используют в исторических районах города, в парках, городских садах и на частных участках.

Современные осветительные приборы выглядят достаточно эффектно. У них меньше декоративных деталей, зато больше вариаций плафонов. Нарядные стеклянные плафоны могут быть круглыми, цилиндрическими, конусообразными. Популярны фонари торшерной формы, с установленными сверху плафонами. Световой поток в них направлен строго вверх, поэтому их не рекомендуют для использования на небольших площадях и придомовых участках.

В стиле минимализм выполнены LED модели. В основном это наружные светильники, которые изготовлены из металла и пластика, оборудованы встроенными светодиодами. Они могут иметь различную высоту, мощность и силу светового потока. Это достаточно энергоэффективные модели. при минимальном потреблении электроэнергии они обеспечивают мощную светоотдачу. Осветительные приборы имеют герметичный корпус, могут быть оборудованы контроллерами, которые меняют цвет свечения.

Подвесные уличные светильники могут крепиться на столбах, но чаще всего они предназначены для освещения входной зоны, террас, открытой веранды, беседки или площадки для пикника. В отличие от фонарей они комплектуются цепью, с помощью которой можно регулировать длину модели. Подвесные изделия изготавливают в различных стилях: классика, модерн, минимализм.

Еще одна разновидность светодиодных устройств – светильники на солнечных батареях. Эти инновационные модели не нужно подключать к электрической сети, они работают от энергии солнца, которая накапливается в аккумуляторе. Можно выбрать прибор нужной мощности для улицы или придомовой территории. Наличие датчика позволяет им автоматически включаться с наступлением темноты.

Виды ламп для уличного освещения

Среди всех источников света лампа накаливания является одной из самых энергоемких. Она отлично справляется со своими задачами внутри помещений, но меньше всего подходит для организации наружной подсветки, поэтому ее применяют редко.

Для обустройства наружной подсветки используют:

Чаще всего в уличных светильниках применяют светодиодные лампы. Они обеспечивают отличную светоотдачу и помогают экономить электричество. Отличаются длительным сроком службы, поэтому очень редко требуют замены. Светодиодные лампы абсолютно безвредны при работе и не требуют специальной утилизации. Представлены моделями с различным цоколем и мощностью.

Металлогалогенные лампы имеют высокую светоотдачу. Их спектр излучения схож со спектром дневного света. При их включении требуется время для разогрева. Фонари с металлогалогенными лампами применяют для архитектурной подсветки фасадов, площадей, стадионов и проч. Ртутные лампы характеризуются широким диапазоном мощностей. Их применяют там, где не важен цвет светового потока. Натриевые лампы имеют яркий оранжево-желтый цвет. Их используют для освещения автомагистралей, транспортных развязок, автостоянок, стройплощадок и других объектов.

Уличное освещение: нормы

Используемые осветительные приборы для наружного применения должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети и условиям окружающей среды. В Украине нормы уличного освещения регламентируют ДБН В.2.5-28-2006 «Природное и искусственное освещение». Подсветка улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог должна соответствовать требованиям СНИП 23-05-95. Свет на пешеходных улицах, тротуарах, на пешеходных мостах, площадках и проч регламентируют СНиП 23-05-2010.

Яркость светового потока зависит от типа дорог – скоростные, магистрали районного или местного значения. Также на выбор светотехники влияет дорожное покрытие. Основные нормативные рекомендации по освещению:

  • для улиц и дорог с нормой 4 лк применяют светильники, обеспечивающие широкое или полуширокое светораспределение;
  • для внутренних проездов улиц, автостоянок, хозяйственных площадок мусоросборников в микрорайонах необходимы приборы прямого света;
  • для аллей, пешеходных дорожек, центральных входов в парки, сады, санатории, пансионаты и дома отдыха нужны светильники рассеянного света;
  • для площадок перед эстрадами и аттракционами используют модели широкого светораспределения;
  • для улиц, дорог и площадей в городах применяют фонари на опорах.

Сеть магазинов Brille предлагает множество уличных светильников различной мощности. Классический фонарь торшерного типа GL-96 E-3 BK/Rust отлично подойдет для городской площади. Высокая стойка и наличие двух источников света позволяет осветить достаточно большую площадь. Для освещения парковых зон и приусадебных участков идеальным выбором станет невысокий осветительный прибор GL-98 BH WH/G с шарообразным стеклянным плафоном. Доставку заказов осуществляем в каждый населенный пункт Украины.

Уличные фонари «Последний газ» | Забавная планета

На протяжении большей части истории человечества люди жили в темноте. Солнце светит только половину дня или меньше — зимой еще меньше. Таким образом, все, что требовало хорошей видимости, включая шитье, вышивку, чтение и письмо, было выполнено еще при дневном свете. Но это не означало, что люди ложились спать рано. В Лондоне 18 века магазины часто были открыты до десяти вечера. Балы продолжались до двух-трех часов ночи, освещенные только свечными люстрами.

На улице, однако, было намного труднее. Людям приходилось бродить в темноте наощупь, и с темнотой приходила опасность. Воры и бандиты бродят по улицам, и всегда есть шанс врезаться в какой-нибудь непоколебимый предмет или упасть в сточную канаву. Люди пользовались услугами линкбоев, которые несли горящие факелы и освещали дорогу пешеходам, но самим линкбоям не всегда можно было доверять. Иногда они заводили своих клиентов в закоулки, где их единомышленники ждали, чтобы украсть их ценности.Многие избегали выходить на улицу по ночам.


Связано: Лампы деструктора канализационного газа в Англии


Все изменилось в конце 18 века, когда было обнаружено, что газ, полученный путем перегонки из угля, торфа и древесины, горит с таким великолепием, как никогда раньше не видел. Вскоре газовые лампы стали использовать для освещения домов и общественных зданий. Газовые лампы сделали мир более приятным, даже несмотря на то, что испарения почернели потолки и обесцвечивали ткани.Теперь люди могли не ложиться спать позже, чтобы читать, не напрягая глаз, заправлять иголки и уверенно обрабатывать пищу вокруг нежных рыбьих костей на тарелках.

Лондон был одним из первых городов, где уличное освещение работало на газе. Первые газовые лампы зажглись в Пэлл-Мэлл в 1807 году на широко известном мероприятии по случаю дня рождения короля Георга III. В течение следующих нескольких десятилетий в британской столице были установлены тысячи газовых фонарей. Другие города, такие как Париж и Берлин, последовали его примеру.

Современные города пылают электрическим светом, но, что удивительно, во многих городах до сих пор используются газовые лампы для освещения хотя бы некоторых из своих улиц. В Берлине около 30 000 газовых фонарей, что составляет более половины существующих в мире газовых фонарей. К сожалению, цифры быстро падают, поскольку правительство хочет заменить их электрическими лампами, настаивая на том, что газовые фонари слишком дороги и вредны для окружающей среды. Жители Берлина объединяются, чтобы спасти лампы не только из-за их социальной ценности и культурного значения, но и из-за сомнительной причины их замены.

В центре Лондона до сих пор работают около 1500 газовых фонарей, освещающих Королевские парки, экстерьер Букингемского дворца, Трафальгарскую площадь и почти весь район Ковент-Гарден. В British Gas работают пять фонарщиков, вероятно, последние представители умирающей профессии, задача которых — поддерживать горение газовых фонарей в городе. Ранним фонарщикам приходилось зажигать каждую лампу с помощью фитиля на длинном шесте. На рассвете они возвращались, чтобы потушить их, используя небольшой крючок на том же шесте.Остальные газовые лампы Лондона автоматически зажигаются вечером механическими часами. Утром поток газа уменьшается, так что в течение дня остается гореть только небольшая контрольная лампочка. Работа фонарщиков — следить за исправностью механизма.

Газовые лампы в Чарльстоне, Южная Каролина, США (слева) и недалеко от Букингемского дворца в Лондоне (справа). Фото: Джеймс Петтс и Спенсер Минс

Лондонские газовые фонари изначально располагались на гораздо более короткой опоре, но современные автомобили были выше конных экипажей, поэтому все сохранившиеся фонари были подняты над уровнем шума движения.

Прага постепенно заменила все газовые лампы на электрические. Последний погас в 1985 году, но с 2002 года несколько газовых фонарей были отреставрированы с использованием копий исторических столбов и фонарей. По данным на 2018 год, улицы Праги освещают около 650 газовых фонарей.

Фонарщик зажигает газовую лампу в Старом городе Вроцлава. Фото: Emeryk III / Shutterstock.com

Во Вроцлаве, Польша, а также в Праге, фонарщики по-прежнему зажигают газовые лампы традиционным способом, вручную с помощью длинного столба.

В Бостоне, США, в нескольких исторических районах города установлено более 2800 газовых фонарей. В Цинциннати, штат Огайо, более 1100 газовых фонарей работают в районах, которые были названы историческими районами. Газовые фонари также работают в некоторых частях знаменитого Французского квартала и за пределами исторических домов по всему городу в Новом Орлеане, а также во многих небольших городках и окрестностях по всей территории Соединенных Штатов.

Ведущее изображение от KPG_payless / Shutterstock.com

Газовая лампа в Берлине. Фото: Себастьян Риттау / Flickr

Газовая лампа на улице в Загребе, Хорватия. Фото: Хорхе Ласкар / Flickr

Газовый уличный фонарь в Праге. Фото: kennymax / Shutterstock.com

До появления электричества улицы освещались газом | Управление науки и общества

Давным-давно, до электричества, огонь был единственным оружием против тьмы.Древние цивилизации использовали факелы, но к 4500 г. до н. Э. в ходу масляные лампы, сделанные из ракушек или полых камней. Свечи были представлены примерно 1500 лет спустя. Масляные лампы сжигали масла растительного и животного происхождения, в то время как свечи сжигали воск и жир. Хотя производимого света было достаточно для чтения ночью, он был слишком мягким и локализованным, чтобы осветить какое-либо значительное пространство. Кроме того, воск и масло требовали большого ухода, что требовало регулярной обрезки фитиля, а их переносные автомобили постоянно находились под угрозой утечки.Общество искало большего, и один из самых популярных ресурсов конца 1700-х годов дал ответ.

В 1792 году шотландский изобретатель Уильям Мердок оборудовал свой дом трубами, по которым угольный газ подавался к лампам, что породило «газовое освещение». Угольный газ в сочетании с кислородом воздуха дает углекислый газ, водяной пар, тепло и свет. Угольный газ получают путем сжигания угля внутри закрытого контейнера, который разделяет его составные части на водород, окись углерода и метан, а также некоторые твердые побочные продукты.Другие распространенные газообразные топлива включают пропан, бутан и этилен. Звучит знакомо? Они до сих пор используются для походных печей, где пригодится легкое, компактное и надежное топливо.

Поскольку угольный газ течет по трубам в больших объемах, его сгорание дает свет намного эффективнее, чем свечи. В конце концов Мердоку удалось воспроизвести свой подвиг за пределами своего здания, и люди были настолько увлечены новым ярким светом, что он породил новую индустрию. К началу 1800-х годов в Париже и Лондоне на своих улицах установили газовые фонари.Дополнительный свет повысил доступность и потребность в ночных занятиях, изменив культуру ночного времени с того, чтобы закрывать себя на прогулку и общаться с другими.

Какими бы усовершенствованиями ни были газовые фонари для свечей, они не всегда требовали минимального обслуживания — лампы приходилось зажигать вручную каждую ночь и гасить каждое утро. Хуже того, были вредные побочные эффекты, так как окись углерода, смертельный газ, была побочным продуктом реакции горения. Примерно на рубеже 20-го века почти все уличные фонари были заменены электрическими лампочками, что обеспечило более чистое, безопасное, яркое и эффективное освещение.


@MorganSweeney

Морган Суини изучает когнитивную науку в настоящее время и на 4-м курсе в Университете Макгилла.

Хотите прокомментировать? Посетите пост на нашей странице в FB!

На что уходят 2800 газовых фонарей в Бостоне

На первый взгляд фонарные столбы кажутся просто еще одной живописной достопримечательностью, разбросанной по историческим улицам Бикон-Хилл.

Но если вы посмотрите на свет фонарей, которые горят днем ​​и ночью, вы увидите мерцание пламени, содержащееся в стекле, и сможете увидеть, как светились улицы города в прошлые дни.

В Бостоне установлено 2800 газовых фонарей. Их больше всего на Бикон-Хилл, причем более тысячи фонарных столбов увенчаны горящим пламенем. Но исторические уличные фонари также можно найти в Чарльстауне, Бэй-Виллидж, а также в некоторых районах Роксбери и Дорчестера.

По словам инспектора городского управления уличного освещения Дэн Уэбб, люди не подозревают, что фонари горит газом.

«Вот что происходит», — сказал он.«Когда люди смотрят вверх и понимают, что пламя горит, они думают:« Я никогда не знал, что это газ ».

Уэбб, проработавший в городе 14 лет, возглавляет бригаду, ответственную за обслуживание газовых фонарей на большом расстоянии. Это сложная задача для команды из двух человек, половину которой он составляет.

В недавний теплый день Уэбб и механик по обслуживанию уличных фонарей Джордж Гаптилль зажгли свет на горе Бикон-Хилл. Вернон-стрит, заменяя оконные стекла, которые были затемнены или сломаны плащи — часть лампы, которая закрывает газовое пламя.

Замена мантий — частое явление.

Джордж Гаптилль готовится перейти к следующему фонарю на горе. Вернон-стрит. —Dialynn Dwyer / Boston.com

«Накидки могут длиться от одного дня до года, в зависимости от того, если машина задним ходом ударится о столб, встряхнет столб или стряхнет с него мантию», — сказал Уэбб. «Мы в основном просто обслуживаем, следя за тем, чтобы газовые фонари горели».

Что касается стекла, то Уэбб намерен менять его раз в год, если стекла не разбиты, причем в определенных областях в зависимости от сезона.

«Когда в городе много туристов, хочется, чтобы он был гостеприимным», — сказал он. «Вы не хотите, чтобы [лампы] пачкались. Поэтому мы на самом деле стараемся активизировать игру и содержать в чистоте места, где туристы живут. А потом в течение недели мы будем обслуживать другие области ».

Дэн Уэбб держит кусок светильника для газовой лампы. —Dialynn Dwyer / Boston.com

Он ведет календарь как «дорожную карту», ​​чтобы отслеживать, где и когда были выполнены работы по освещению — где сообщается о проблемах.

Каждую лампу, которую они ставят рядом, Уэбб проверяет весь светильник, проверяет, не повреждена ли рама, и проверяет наличие незакрепленных стеклянных панелей, заменяя те, которые покрыты газовым пламенем.

«Очень часто приспособление ломается», — сказал он, указывая на знаменитые кирпичные дома, выстроенные вдоль улицы. «У многих этих старых зданий крутые крыши, поэтому зимой лед нависает, и когда становится теплее, лед обычно поднимается, свисает и разбивает верх, а затем мы должны его заменить.”

По его оценкам, они перерабатывают 85 процентов стекла ламп.

«Многие другие стекла покрываются меловой пленкой, которую невозможно смыть никакими химическими веществами, поэтому мы должны выбросить их, что является частью процесса», — сказал Уэбб.

Первые газовые фонари в Бостоне были установлены в 1828 году на городской площади Хеймаркет, заменив масляные лампы, которые раньше освещали улицы. Электрические лампы начали появляться на площади Сколлай в 1882 году, а в 1909 году город начал заменять газовые фонари.Согласно городу, переход на электрические лампы был завершен в большей части самого Бостона к 1913 году, за исключением некоторых жилых районов.

В 1960-х годах, когда в Бостоне началась реконструкция города, количество принадлежащих городу уличных фонарей увеличилось, а некоторые электрические лампы в исторических кварталах были преобразованы обратно в газовые.

В наши дни в части городских газовых фонарей, в том числе на Мальборо-стрит, используются устройства, работающие на солнечной энергии, для включения и выключения огня.Бикон-Хилл не использует таймеры, но город работает над тем, чтобы увеличить их количество в других районах, например в Чарлстауне.

«Когда он будет полностью развернут, [у нас будет] более 50 процентов нашего портфеля газа для уличного освещения с таймерами на солнечной энергии», — сказал Майк Донахи, городской менеджер по уличному освещению и управлению активами.

Уэбб сказал, что гордится обслуживанием ламп.

«Мне нравится видеть людей счастливыми», — сказал он. «Как будто кто-то увидит, как мы их чистим сегодня, и вдруг они оказались в приложении 311:« Я видел, как они там чистят, а как насчет моего света? »Так что я просто пытаюсь делать по одному маленькому разделу за раз.”

Для Уэбба, пробирающегося по городским улицам и заботящегося о приспособлениях, которые являются подобиями ушедшей эпохи, каждый день представляет новый взгляд на Бостон.

«Это отличная работа… Вы можете войти — это как каждый день смотреть фильм, сидя за рулем», — сказал он. «Что-то все время меняется».

Эра газового света: революция в освещении

Когда в начале 19 века в Европе и Америке появился коммерческий газ, впервые появился новый способ освещения наших домов, офисов и магазинов — даже наших улиц.С этого времени мы могли устанавливать постоянные осветительные приборы, которые были подключены к источнику топлива или энергии, подаваемому извне.

Нам приходилось ремонтировать и заменять мантии, и мы должны были зажечь их вручную, но дни покупки или изготовления свечей, а также покупки или розлива лампового масла прошли. Мы могли бы установить систему труб с прикрепленными к ним приспособлениями и заключить договор с газовой компанией на подключение и поставку нашей системы.

Конечно, это означало, что нужно будет оплатить еще один счет за коммунальные услуги, если бы у нас уже была коммунальная вода.Фактически, во многих случаях это означало, что мы получили первый счет за коммунальные услуги. Коммунальные услуги водоснабжения и канализации стали доступны раньше, но на их внедрение ушло много лет, и зачастую газовые услуги стали доступны первыми.

Поставка природного газа

Да, в наши дома и на предприятия газ поступал по подземным трубам, как и сегодня. Но как газовая компания вообще получила газ? Один из первых трубопроводов, по которым природный газ от месторождения газа до города был построен в 1821 году.Этот трубопровод поставлял природный газ с месторождений в Индиане в город Чикаго, и он был не очень эффективным. До этого и в течение многих лет после этого природный газ, который мы использовали для освещения наших домов, фактически производился в городе, в котором мы жили.

Газ, который мы использовали для освещения наших пространств в эпоху газового света, был угольным газом. Это был природный газ, но его производили путем нагревания угля в печи, которая была герметизирована, чтобы не пропускать кислород. Затем газ очищали — фильтровали — повышали давление и направляли в наши дома, предприятия и уличные фонари.Это было сделано с помощью процесса, который сегодня известен как «газификация угля».

Установка газового освещения

В 1792 году Уильям Мердок использовал угольный газ для освещения своего дома. В то время Мердок работал на Мэтью Бултона и Джеймса Ватта на их заводе по производству паровых двигателей в Soho Foundry, и ему было поручено наблюдать за двигателями компании на добыче олова в Корнуолле. Он экспериментировал с различными типами газа, чтобы увидеть, какой из них дает лучший свет. Он решил, что угольный газ самый эффективный, и использовал его в своем доме отчасти в качестве демонстрации.

Это было началом эры газового света. К началу 1800-х годов газовые уличные фонари стали обычным явлением в большинстве крупных городов, и установка систем газового освещения шла полным ходом. В конце 19-го и начале 20-го века электричество постепенно заменило газ в качестве источника освещения, с интересным периодом создания двухтопливных светильников, которые могли использовать газ или электричество в течение примерно 20 лет как часть системы освещения. переход.

Светильники

Светильники газового освещения устанавливались ниже уровня потолка по двум причинам.Самым важным было то, что они зажгли свет с помощью пламени, поэтому саму освещенную чашу нужно было держать на безопасном расстоянии от любых материалов, которые могли бы воспламениться. Вторая причина заключалась в том, что подача газа к арматуре включалась и выключалась с помощью встроенного в нее клапана или клапанов. Это, плюс тот факт, что пламя нужно было зажечь после включения газа, означало, что вы хотели, чтобы до прибора было достаточно легко добраться — либо с пола, либо с помощью небольшого табурета, если необходимо.

В результате настоящие газовые светильники и наиболее аутентичные репродукции — это люстры, подвесные светильники и настенные бра. У них были (и есть) открытые чаши, обычно сделанные из стекла и часто богато украшенные, которые удерживают освещенную мантию или, в современных светильниках, лампочку. В оригинальных светильниках открытая чаша была нужна для выхода продуктов сгорания. Он также направил большую часть света вверх. Использование стекла для чаши позволило свету распространяться в стороны и, в некоторой степени, вниз.

Газовые фонари и газовые лампы Берлина

2014 World Monuments Watch

Газовые лампы впервые осветили улицы Берлина в 1826 году, и около 43 500 из первоначальных 80 000 светильников все еще работают в городе. В то время как газовые фонари использовались для обозначения мегаполисов по всему миру, большинство из них были заменены. Сегодня Берлин является одним из последних бастионов газового освещения и является домом для более половины сохранившихся в мире газовых уличных фонарей. Сами лампы, которые представляют четыре общих стиля, а также множество уникальных, датируются периодом с девятнадцатого века до послевоенной эпохи и являются важными элементами промышленного наследия, а также характерными чертами городского ландшафта.Кроме того, аура газового света, отбрасываемая сквозь тьму городских проспектов и окрестностей, уникально определяет ощущение ночного Берлина.

Правительство призвало заменить оставшиеся лампы электрифицированными светильниками в течение следующих восьми лет, при этом планируется сэкономить лишь небольшое количество ламп. В период с лета 2012 по 2013 год было потеряно более 1000 человек, и подрядчикам по сносу предоставляются финансовые стимулы, чтобы завершить работу раньше намеченного срока. Жители Берлина и международное сообщество протестуют против потери газовых фонарей не только из-за их социальной ценности и культурного значения, но и из-за сомнительного обоснования их замены.Сторонники сноса утверждают, что новые лампы будут более рентабельными и экологически безопасными, но противники возражают против того, что надлежащий учет полной стоимости, который включает в себя оценку всех экономических, экологических и социальных затрат на основе жизненного цикла, предполагает иное. Ситуация представляет собой важную возможность для области наследия продемонстрировать весь спектр преимуществ, которые исторические ресурсы предоставляют обществу, а также затраты, связанные с их утратой. Включение ламп во Всемирную программу наблюдения за памятниками в 2014 году было направлено на то, чтобы привлечь внимание к их тяжелому положению и подчеркнуть необходимость того, чтобы специалисты в области наследия участвовали в подобных анализах, чтобы лучше обосновать свою причину.

Watch Day

Watch Day прошел в мае 2015 года в формате международной конференции. Специалисты по газовым лампам прочитали лекции и приняли участие в панельной дискуссии, а для участников была организована автобусная экскурсия по районам газовых фонарей.

Как газовые лампы Лондона превратили ночь в день

Возвращение Мэри Поппинс переносит публику в Лондон 1930-х годов.

Возлюбленная няня из первого фильма-хита 1964 года возвращается, на этот раз ее играет Эмили Блант.

Но первоначального компаньона Мэри, Берта, трубочиста, которого играл Дик Ван Дайк, заменил Джек, фонарщик, которого играет Лин-Мануэль Миранда.

Некоторые поклонники оригинала могут быть разочарованы, увидев, что Берт уступает экранное время Джеку. Но как историк викторианской науки я был рад видеть ушедшую в прошлое промышленную технологию — газовую лампу — в центр внимания.

См. Также: Мэри Поппинс ведьма?

«Искусственное солнце»

Первые уличные фонари были установлены в 18 веке, в них использовались рыбий жир и фитили.

Рефлекторная лампа, изобретенная в Париже в 1760 году, стала популярным обновлением существующих масляных ламп. Используя несколько фитилей и посеребренные медные отражатели, эти лампы могли отбрасывать свет вниз и в стороны, усиливая свечение.

Эти лампы были провозглашены искусственным солнцем — новой технологией, которая могла превратить ночь в день.

Но все равно было недостаточно. По сравнению с сегодняшним освещением они почти не мерцали. «Стоя прямо под одним из них, — схватился современник, — с таким же успехом можно оказаться в темноте.

Как объясняет историк Вольфганг Шивельбуш в своей книге « Disenchanted Night », газ открыл новую эру технологий уличного освещения. Первые газовые трубы были сделаны из стволов старых мушкетных ружей, а кожухи ламп были покрыты оксидом извести, который раскалился добела в газовом пламени.

В результате получилась лампа, которая горела намного ярче, чем ее предшественники.

Лондонский журнал Monthly Magazine сообщает: «Одна ветвь ламп, освещенная газом, дает большую интенсивность света, чем 20 обычных ламп, зажигаемых маслом.Яркий белый свет ».

Викторианский периодический журнал Вестминстерское обозрение писал, что введение газовых фонарей сделает больше для устранения безнравственности и преступности на улицах, чем любое количество церковных проповедей.

Первые системы газового освещения были установлены в 1802 году на литейном заводе в Бирмингеме, английской версии Кремниевой долины 18 века в Англии. В рамках празднования дня рождения короля Георга III лондонский Pall Mall стал первым местом, освещенным газовым фонарем в 1807 году.

В последующие десятилетия в Лондоне и городах по всему миру были зажжены тысячи газовых фонарей.

Professional Lamplighter

Однако большее количество ламп потребовало больше рабочей силы. Каждый вечер каждую лампу нужно было зажигать вручную; каждое утро пламя нужно было гасить вручную.

Команды фонарщиков бродили по улицам города, используя длинные столбы для зажигания газа. Газовые лампы могли быть темпераментными, поэтому фонарщикам также нужно было чистить и чинить стекло фонаря, которое могло треснуть и притягивать пыль и сажу.

Группа британских фонарщиков позируют со своими шестами c. 1930. Крис Сагг, CC BY-SA

Фонарщик вскоре вошел в массовую культуру. Первая комедия Чарльза Диккенса, Фонарщик , дебютировала в 1838 году.

Шотландский писатель Р.Л. Стивенсон популяризировал шотландский термин для обозначения фонарщиков — «leerie» — в своей поэме 1885 года «Фонарщик»:

Мой чай почти готов и солнце покинуло небо; Пора взять окно, чтобы увидеть проходящую мимо Лири; Каждый вечер перед чаем и перед тем, как вы сядете на свое место, он с фонарем и лестницей поднимается по улице.

В Англии 19-го века фонарщики имели гораздо лучшую репутацию, чем «пыльные бобы», термин, используемый для трубочистов, таких как Берт.

Чистка дымоходов была крайне неудачным занятием. Поскольку работа часто заключалась в том, чтобы дети карабкались вверх и вниз по закопченным дымоходам, викторианские реформаторы труда смотрели на это с ужасом.

Фонарщикам, напротив, платили лучше, и их хвалили за их работу по освещению затемненных улиц и предоставлению людям возможности чувствовать себя в большей безопасности.

В карикатуре 1930 года из журнала «Панч» изображен фонарь на велосипеде. Крис Сагг

Романтика газовой лампы

К 1870-м годам газовые лампы были вынуждены конкурировать с новой формой уличного освещения: электричеством. Электрическая дуговая лампа впервые зажгла улицы Лондона в 1878 году; к 1881 г. их использовало более 4000. Соединенные Штаты быстро внедрили дуговое освещение, и к 1890 г. уже работало более 130 000.

Однако потребовались десятилетия, чтобы электричество наконец узурпировало газ в большинстве британских городов. Электричество было дорогим, и многие горожане считали излучаемый свет слишком ярким.

В ответ на вызов электричества такие изобретатели, как инженер Уильям Сагг, настаивали на усовершенствовании газовых ламп, чтобы повысить их надежность и мощность. В 1881 году Роберт Луи Стивенсон опубликовал эссе под названием «Призыв к газовым лампам», в котором посетовал на «уродливые ослепляющие блики» электрического света.

Обложка «Дневного света ночью», публикации 1931 года, подготовленной Британской коммерческой газовой ассоциацией, изображает мягкое сияние газовых улиц Лондона. Британская ассоциация коммерческого газа

Британская ассоциация коммерческого газа выпустила книгу « Daylight by Night », в которой использовались фотографии и акварельные иллюстрации, чтобы показать волшебство города, освещенного газом в сумерках.

Сугг, Стивенсон, газовые компании и другие смогли временно задержать распространение электричества: исторические журналы, такие как Municipal Engineering , указывают, что в 1930-е годы в Лондоне все еще было более 100000 газовых ламп, начиная от мощных лампы на главных проездах к маленьким фонарям низкого давления на окраинах.

В Лондоне остается около 1500 газовых фонарей, большинство из которых находится на всемирно известных лондонских улицах, таких как Уайтхолл и Риджент-стрит, недалеко от Кенсингтона и Букингемского дворца. Эти лампы выдержали электричество, блиц и обновление городов, и их выживание является свидетельством заботы поколений фонарщиков, а также обожания ностальгирующей публики.

Тем временем велосипедный фонарщик с шестом и лестницей стал культовым символом старой Англии, наряду с каретами, Биг-Беном и колоколами Св.Пола. Возвращение Мэри Поппинс Художник-постановщик Джон Майхр применил все эти символы в фильме, чтобы придать ему особую атмосферу Лондона 1930-х годов, хотя лампы, представленные в фильме, более точно имитируют лампы 1880-х годов.

Сегодня группа специалистов зажигает и обслуживает оставшиеся в Лондоне газовые лампы.

Больше не ездят от фонаря к фонарю на велосипеде. Вместо этого они носятся по городу на мотороллерах.

Эта статья изначально была опубликована в The Conversation Дженнифер Такер.Прочтите оригинальную статью здесь.

11 интересных фактов о газовых лампах Лондона

Какое удовольствие было осмотреть газовые фонари в районе Вестминстера в ноябре прошлого года с Яном и Гарри из British Gas, которые любят свои лампы. Они чистят и полируют их, чувствуют боль, когда кого-то разбивает проезжающий грузовик, и жаловались в Royal Parks, которые перекрашивали лампы в парке Сент-Джеймс без золотой краски. Лампы внесены в список «Английское наследие», поэтому в случае сбоя их необходимо заменить точной копией.Ниже приведены еще несколько интересных фактов, которыми поделились Ян и Гарри во время этого образовательного и учебного тура для туристических гидов с Голубым значком.

  1. В Лондоне еще 1500 газовых фонарей. Им не нужно зажигать каждую ночь, но таймер, который их зажигает, нужно автоматически настраивать каждые две недели, чтобы соответствовать более коротким или более длинным дням.
  2. До таймеров лампы зажигались с помощью медного столба длиной 8 футов с пилотным светом — последний раз использовался в районе Храма в 1976 году.
  3. Газовое освещение впервые появилось в Пэлл-Мэлл в 1812 году благодаря Фредерику Винзору — первоначально с деревянными газовыми трубами.Это, к сожалению, привело к множеству взрывов и нескольким погибшим.
  4. На самых старых лампах возле Carlton House Terrace есть инициалы Георга IV.
  5. Монастыри Вестминстерского аббатства освещены газом. Самая старая лампа находится в Динз-Ярде, у входа в группу, прикреплена к стене. Он был там уже 200 лет как газовая лампа, а до этого как масляная лампа.
  6. В торговом центре есть электрическое освещение со стороны парка и газ со стороны Сент-Джеймсского дворца — первоначальной дороги.
  7. Рядом со статуей королевы-матери, освященной в 2009 году, установлены современные газовые лампы, поскольку королевская семья отказалась от электрических — «королевская семья очень любит газ».
  8. British Gas получает предупреждение о государственных визитах за несколько месяцев, так как во время визита лампы вокруг Букингемского дворца были изменены на 24 часа в сутки.
  9. Возле Трафальгарской площади появился новый ряд фонарей. Основание колонны — старая пушка, в которой посередине есть отверстие, первоначально для стрельбы, а теперь для газовой трубы.
  10. По особому заказу архитектора в новой аркадной застройке Ковент-Гарден установлены газовые фонари.
  11. Carting Lane, помимо отеля Savoy, имеет канализационную газовую лампу, которая горит 24 часа в сутки. Он втягивает канализационный газ за счет тепла газового пламени. Затем канализационный газ сжигается, когда достигает пламени. Он был построен, чтобы не допускать попадания запаха канализации в гостиничные номера!

Гарри, который на самом деле наблюдает за пятью фонарщиками, нанятыми British Gas, ухаживает за 40 фонарями в Вестминстере, обходя свой мотоцикл.Нет, у него нет лестницы с собой — лестницы размещены в стратегических местах — одна прикреплена к фонарному столбу на Грейт-Колледж-стрит.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *