Адрес: 105678, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 55 (Карта проезда)
Время работы: ПН-ПТ: с 9.00 до 18.00, СБ: с 9.00 до 14.00

Как отремонтировать стиральную машину бош – Неисправности стиральных машин Bosch — как ремонтировать

Содержание

ремонт своими руками, диагностика и замена сливного насоса

Для того чтобы произвести починку стиральной машины, следует обладать некоторыми знаниями, которые помогут разобраться в случившейся ситуации. Но если учитывать, что существует много информации по теме в интернете, которая сможет помочь решить проблему, то за дело можно взяться самому. Ремонт можно провести согласно инструкциям.

Стиральные машины Бош (Bosch) являются одними из самых популярных на отечественном рынке. Это качественные аппараты, с которыми проблем не так много. Но даже у самых совершенных устройств есть вероятность того, что поломки будут. Поэтому надо быть к этому готовыми. Так что и сведения о ремонте машин должны иметься.

В статье ниже будет приведена информация о том, как можно самостоятельно произвести ремонт стиралки фирмы Bosch.

Диагностика

Последние модели стиральных машин производителя Bosch позволяют пользователям провести специальный тест на предмет наличия каких-либо неполадок и недостатков для проведения ремонта. Алгоритм такого теста для ремонта выглядит следующим образом:

  1. Для начала следует закрыть загрузочный люк.
  2. Затем поставить селектор программ в положение «Выкл.».
  3. После двух секунд ожидания требуется поставить селектор в положение «Отжим» (обычно это самое нижнее положение).
  4. Индикатор кнопки «Старт» должен будет замигать.
  5. После этого нужно нажать на кнопку «Обороты отжима», причём не убирая с неё пальца. Индикатор кнопки «Старт» замигает опять.
  6. После этого нужно установить селектор программ на программу «Слив».
  7. Затем следует снять палец с кнопки «Обороты отжима» и, используя селектор программ, уже найти и выбрать тот объект, который нужно протестировать.

Тест двигателя для возможного ремонта может быть запущен посредством выбора нескольких положений. Обычно это тройка или четвёрка. В том случае, если во время тестовой диагностики обнаружатся проблемы с вращением барабана, это будет означать наличие неполадок непосредственно с мотором. А вот невозможность проведения диагностического теста будет свидетельствовать о сбоях в плате управления, а не в двигателе, что потребует ремонта этой платы.

Ремонт стиральной машины Bosch своими руками

Чаще всего ремонтные работы, связанные со стиральными машинами от этого производителя сводятся к тому, что требуется замена агрегата. Замена электромотора будет выходом из ситуации далеко не во всех случаях. Демонтаж двигателя может быть произведён пользователем самостоятельно. Это делается для того чтобы пользователь отвёз электромотор в сервисный центр для его обследования специалистам и последующего ремонта.

Можно попытаться отремонтировать электромотор стиральной машины самостоятельно. Это будет, конечно же, намного менее затратно, чем приобретение нового электромотора. Если эту процедуру, ремонт, будет выполнять специалист с необходимой квалификацией, то можно точно быть уверенным, что электромотор стиральной машины будет работать дальше. Но, если пользователь не обладает нужными знаниями в этой области, то всё, что в его силах — это снятие электромотора, а затем его установка, но не весь ремонт. В стиральных машинах марки Bosch, чтобы провести эту процедуру, следует действовать следующим образом:

  1. Сначала следует достать вилку из розетки.
  2. Потом надо открутить винты и убрать верхнюю и сервисную панель. У ряда моделей убирать придётся и заднюю.
  3. Затем надо снять клиновидный ремень.
  4. После этого следует отсоединить электрический разъём подключения двигателя.
  5. И уже после этого нужно снять двигателя, предварительно перед этим открутив болты, его фиксирующие.
  6. Если требуется поставить двигатель обратно — новый или отремонтированный — нужно использовать эту же инструкцию, соблюдая выполнение действий в обратном порядке.

В отдельных случаях ремонт стиральной машины Bosch осуществляется посредством снятия приборной панели, где находятся разъёмы и штекеры. Чаще всего, пользователи, которые не имеют опыта в этом просто осуществляют их отключение. Но это делать нежелательно. Во-первых, подключать все эти разъёмы обратно совсем не так легко, как может показаться. Во-вторых, механическое воздействие может негативно сказаться на дальнейшей работе разъёмов и штекеров. Лучше для осуществления этой операции использовать приспособление, которое называется технологическим крюком. Это приспособление можно сделать и самому.

Изготовление технологического крюка своими руками

Для того чтобы самому изготовить технологический крюк потребуется стальная некаленая проволока, диаметр которой будет не менее 3 мм. От неё требуется отрезать примерно 30 сантиметров. На этот кусок надевают кембрик. Он должен быть длиннее, чем проволока, с каждой стороны минимум на сантиметр. Затем следует отступить с каждого конца проволоки примерно 6 или 7 сантиметров, чтобы затем сделать закруглённые загибы.

Получившийся крюк вешают на боковую панель. Это приспособление предназначено для того чтобы на него впоследствии повесить приборную панель. Получается, что панель будет висеть с одной стороны на этом приспособлении, а с другой — на проводах. Это делается для того, чтобы можно было не отключать лишний раз индикаторы и электронный программатор.

Замена сливного насоса в стиральных машинах Bosch

С помощью самостоятельной диагностики стиральной машины можно без всяких проблем проверить насос на предмет его неисправности. Современные стиральные машины обнаруживают такие проблемы самостоятельно, о чём могут уведомить пользователя специальным сигналом.

Если всё-таки неполадка с насосом была обнаружена, то следует разобраться в самой проблеме. В том случае, если неполадка может быть устранена путём очистки сливного фильтра, то сложностей с самим насосом не возникнет. Но бывают случаи, когда такая очистка не позволяет справиться с проблемой. В таких случаях понадобится замена сливного насоса полностью.

Самостоятельная замена насоса

Замена насоса у машин Бош — весьма сложная процедура, требующая внимательности и соблюдения всех предписаний и советов. Самым лёгким способом является вызов специалиста из сервисного центра, который сможет без проблем провести ремонт и заменить сливной насос. Но вызов не всегда возможен, могут быть разные причины. Поэтому можно попытаться произвести замену сливного насоса самостоятельно.

Для того чтобы заменить насос придётся для начала снять переднюю панель. Снимается панель довольно просто. Нужно извлечь отсек для моющих средств. Потом нужно найти и выкрутить саморез, который расположен в правом нижнем углу. После этого действия уже следует приступить к снятию нижней панели. Для этого следует выкрутить саморез, который расположен рядом с фильтром, а затем саморезы, находящиеся под панелью.

После вышеописанных процедур нужно произвести снятие манжеты дверцы люка. Эта манипуляция предполагает уже наличие некоторых трудностей. Для начала следует снять обруч, фиксирующий манжету. Сделать это можно, используя отвёртку. После этого демонтировать манжету будет не так трудно. Главное — избежать всяких повреждений, иначе впоследствии придётся менять манжету. Снять переднюю панель уже будет совсем несложно. Нужно просто будет потянуть её на себя. Так пользователь получает доступ к внутренним частям стиральной машины.

Очень важным моментом является тот факт, что до замены сливного насоса следует отсоединить провода, идущие к замку люка. Месторасположение насоса — нижняя часть стиральной машины. Для того чтобы достать насос, нужно просто открутить три винта, находящиеся на задней стенке насоса. Уже после этого следует произвести замену насоса. Сборка проводится в обратном порядке.

Распространённые ошибки

Из инструкции по эксплуатации своей стиральной машины Bosch (Бош) можно узнать, что такая процедура, как замена сливного насоса, не является очень сложным мероприятием, особенно если это её выполняет человек, которые уже работал со стиральными машинами этого производителя.

Но нельзя утверждать, что самостоятельный ремонт не сопряжён с наличием каких-либо ошибок. Чаще всего проблемы возникают с манипуляциями с манжетой люка. Дело в том, что небрежные действия с манжетой могут привести к неприятным последствиям. Повреждения приводят к неисправности этой детали, что потребует её замены.

Также уязвимыми являются контакты во многом из-за того, что их приходится многократно подключать и отключать — в случае, если операции проводятся неаккуратно, они теряют целостность. Все вышеназванные ошибки приводят к нестабильной работе стиральной машины и к некачественному процессу стирки, сопряжённому с неполадками.

elektro.guru

Ремонт стиральной машины своими руками: пошаговый мастер-класс

Незаменимым помощником каждой хозяйки является стиральная машина. До ее появления, стирка была тяжелым, изматывающим процессом.

Помимо физических усилий, стиральная машина дала возможность использовать время для других, не менее важных дел. Теперь же, необходимо только задать программу и все остальное сделает она сама.

Поэтому не удивительно, что лучший подарок молодоженам – это как раз хорошая стиральная машина.

Несмотря на свою относительно высокую стоимость, машинки с лихвой ее оправдывают.

Но случается, когда по разным причинам, аппарат, проработав некоторое время после покупки, перестает функционировать.
В таких ситуациях не стоит сразу впадать в панику. Чаще всего поломка может быть незначительной, и устранимой вашими же руками. Главное знать, как разобрать корпус и добраться до основных элементов машины и понимать принцип работы каждого модуля.

Тогда легче будет определить место поломки, даже без особых приборов и знаний.

Рис. 1. Общий вид стиральной машины

За пример взята стиральная машина LG. Эта машина имеет боковую загрузку белья, как и многие другие похожие модели, и хотя изготовители могут отличаться, узлы и принцип работы у всех этих устройств одинаковый.

Проблема этой машинки заключается в том, что она не хочет набирать воду при запуске программы стирки, хотя вода на вход поступает, и ее давление достаточное для нормальной работы машины.

Рис. 2.

Давайте разберемся, как работает стиральная машина.

Вода по шлангу поступает на впускной клапан. Их может быть от одного, до трех и более.

Блок управления дает команду на запуск воды, и открывшийся клапан пропускает ее в контейнер для порошка и ополаскивателя.
Далее, вода с порошком поступает в основной бак с барабаном. Наполняясь, уровень воды в баке увеличивается, и дает сигнал на прессостат, когда ее уровень достаточен.

Блок управления перекрывает впускной клапан, и начинается процесс стирки.

Получается, проблема может быть в клапане, блоке управления или прессостате.

Для того, чтобы добраться и проверить эти компоненты, необходимо снять верхнюю крышку. Сделать это не сложно. Достаточно открутить сзади два винта и сдвинуть крышку назад.

Рис. 3. Снимаем верхнюю крышку стиральной машиныРис. 4. Откручиваем винты

После чего крышка легко снимается вверх.

Рис. 5. Снимаем крышку

Тут взору открывается внутренний «мир» машины (рис. 6).

Рис. 6. Внутренняя начинка стиральной машины

Сзади вверху находятся два впускных клапана (рис. 7).

Рис. 7. Впускные клапаны

Блок управления расположен спереди под кнопками (рис. 8).

Рис. 8. Блок управления

Прессостат – справа посередине.

Рис. 9. Прессостат

Сначала проверим клапаны.

Рис. 10. Проверяем клапаны

Для этого снимаем с их выводов разъем, и подаем на эти концы 220 вольт с домашней сети, используя при этом шнур с вилкой.

Рис. 11. Шнур с вилкойРис. 12. Подаем напряжение

Не стоит напоминать, что делать это следует аккуратно. Вначале подсоединить концы на катушку, а затем включить вилку в сеть (рис. 14).

Рис. 13. Подсоединяем концы на катушку

Также, необходимо хорошо закрепить концы шнура на выводах клапана, чтобы при работе, от вибрации они не соскочили и не замкнулись между собой.

Рис. 14. Включаете вилку в сеть

Если клапан сработал и вода пошла в контейнер для порошка, значит с клапаном все в порядке. При наличии двух клапанов, проверяем работоспособность каждого. Диагностировать таким способом клапаны, можно не включая саму машину в сеть.
Следующее, на что нужно обратить внимание – это датчик уровня воды (рис. 15) или прессостат.

Рис. 15. Обращаем внимание на датчик уровня воды

Датчики уровня воды в более ранних моделях стиральных машин, имели механический принцип действия. То есть, механическое реле с группой контактов. Бак наполнился – контакты реле разомкнулись. Воды не хватает – снова замкнулись и включили клапан.

В этой машине датчик электронный. Проверить его простой «прозвонкой» не получится.

Для этого понадобиться осциллограф, а такой прибор есть только в специализированных мастерских. Поэтому, единственное, что можно предпринять – это осмотреть датчик на целостность корпуса и трубки, которая подходит к нему и по которой передается давление воздуха, в зависимости от уровня воды в баке.

Это давление воздействует на мембрану, соединенную с ферритовым сердечником, положение которого влияет на частоту внутреннего генератора датчика. Изменение частоты напрямую влияет на то, какую команду контроллер машины даст на исполнительные механизмы: клапаны, насосы и так далее.

Такие изменения способен зафиксировать только осциллограф или частотомер.

Поэтому, чтобы исключить поломку блока управления, нужно проверить приходит ли на прессостат напряжение 5 вольт, необходимое для его работы.

Для этого, отсоединяем разъем с проводами от датчика (рис. 16 и 17). Разъем имеет три провода. Замеры напряжения нужно производить на двух крайних выводах (рис. 18).

Рис. 16. Отсоединяем разъем с проводами от датчикРис. 17Рис. 18. Делаем замер напряжения

На схеме указано назначение выводов.

Рис. 19. Схема с назначением выводов

Один из крайних – это плюс 5 вольт. Второй вывод – общий. Средний, предназначен для снятия сигнала с датчика, для его последующей обработке.

Итак, подключаем выводы мультиметра или вольтметра к этим двум крайним выводам.

Включаем машину, и смотрим на прибор (рис. 20).

Рис. 20. Показания мультиметра

На индикаторе высвечивается напряжение, близкое к пяти вольтам. Значит, питание на датчик приходит, а свою функцию он не выполняет. Все указывает на то, что прессостат неисправен.

Ремонтировать его нет особого смысла, так как для этого нужны специальные приборы и навыки. А так, как в нем есть мембрана и другие механические детали, ремонт, даже у специалиста может ничего не дать. Поэтому лучше не тратить время и деньги на способы отремонтировать прибор, а приобрести такой же новый, тем более, что его цена колеблется в пределах восьми долларов.
Для замены придется открутить винт крепления датчика (рис. 21) и отсоединить резиновый шланг.

Рис. 21. Открутите винт крепления датчика

Новый прибор устанавливаем в обратном порядке.

Главное не забыть подсоединить шланг давления (рис. 22).

Рис. 22. Подключите шланг давления

Подключаем разъем и пробуем запустить машину, выбрав одну из программ стирки. Например, быстрая стирка 30 минут или полоскание плюс отжим. Если вода начала наполнять бак и в нужный момент остановилась, можно считать, что причина поломки найдена и устранена.

Рис. 23. Проверка работы стиральной машины

Очень важно не крутить винты настройки на датчике, так как заводские настройки считаются оптимальными.

Если машина имеет автоматическую диагностику, при неисправности датчика уровня, она при включении может выдать на экране надпись «РЕ». Но и в таких типах машин эта диагностика не всегда может такое выдать. В этом конкретном случае такого не произошло. Поэтому стоит пробовать по вышеописанному способу, и тогда возможны положительные результаты.

Еще поломку прессостата может имитировать резиновый шланг подключенный к нему.

Рис. 24. Резиновый шланг

Иногда он засоряется и не дает возможности нормально работать прибору. Банальная чистка этой трубки может вернуть машинке прежнюю нормальную работу.

www.asutpp.ru

Ремонт стиральной машины bosch своими руками

Новые модели стиральных машин Bosch позволяют производить сервисный тест, помогающий выявлять сбои в работе. Этим должны заниматься мастера сервисных центров, но сегодня каждый пользователь стиральной машины может провести диагностику и самостоятельно с помощью информации, почерпнутой из Интернета.

Если отсутствует вращение барабана, проведем тест и выявим неполадки. Тест проводим по следующему алгоритму.

* селектор программ ставим в положение «Выкл».

* 2 секунды ждем.

* селектор ставим на «отжим» (в большинстве случаев — самое нижнее положение).

* ждем, пока индикатор кнопки «Старт» замигает.

* жмем кнопку «обороты отжима», не убирая с нее палец.

* ждем, пока индикатор кнопки «Старт» замигает опять.

* селектор программ ставим на «слив» (по часовой стрелке поворачиваем на 1 деление).

* снимаем палец с кнопки «обороты отжима».

* используя ручку селектора программ, ищем и выбираем объект, который хотим протестировать.

Тест двигателя в разных моделях запускается на разных положениях; как правило, это тройка или четверка. При отсутствии вращения барабана в режиме тестовой диагностики можно делать вывод о наличии сбоев именно в моторе. Невозможность запустить тест в большинстве случаев свидетельствует о проблеме с платой управления, а не с двигателем.

Ремонт стиральной машины Bosch своими руками

Очень часто ремонтные работы, связанные со стиральными машинами Bosch, сводятся к замене агрегатов. Далеко не во всех случаях единственным выходом будет являться замена, например, электромотора. Пользователь машинки может демонтировать двигатель самостоятельно и занести его специалистам сервисного центра, ремонтирующего электрооборудование. В ряде случаев существенно увеличить срок жизни двигателя можно с помощью установки в него новых щеток. Такие услуги могут оказывать даже СТО.

Попытки восстановить электродвигатель с помощью самостоятельного ремонта стиралки Bosch гораздо менее затратны, чем приобретение нового. Если работа будет выполнять квалифицированный специалист, это может служить гарантией того, что двигатель будет работать без проблем. Иными словами, если пользователь стиральной машины не имеет специальные знания в области электрики, все, чем он может помочь ремонту электродвигателя — снять его, а затем установить. В стиральных машинах Bosch это делается следующим образом.

— достаньте вилку из электросети.

— открутив винты, уберите верхнюю и сервисную панель (возможно, придется снять и заднюю — это актуально для ряда моделей).

— снимите клиновидный ремень.

— отсоедините разъем (электрический) подключения двигателя.

— снимите двигатель, открутив фиксирующие его болты.

— соблюдая обратную последовательность действий, поставьте на место двигатель — отремонтированный специалистами либо новый.

В некоторых случаях ремонт своими руками стиральной машины Bosch подразумевает снятие приборной панели, где в большом количестве присутствуют разъемы и штекеры. Если у домашнего мастера нет опыта, самым удачным и простым решением ему может показаться их отключение перед тем, как действовать дальше. Между тем отключать электрические разъемы нежелательно. Во-первых, грамотно подключить их обратно не так легко, как это может показаться. А во-вторых, разъемы и приборы очень не любят механического воздействия, которое может помешать в дальнейшем их бесперебойной работе. Профессионалы в таких случаях задействуют так называемый технологический крюк.

Это приспособление может быть изготовлено и своими руками. Нужна стальная некаленая проволока диаметром не менее 3 мм, от которой отрезают сантиметров 30. Для таких целей очень неплохо годятся старые электроды. На этот кусок одевают кембрик. С каждой стороны он должен быть длиннее, чем проволока, как минимум, на сантиметр. Затем нужно сделать закругленные загибы, отступив с каждого конца проволоки примерно 6–7 см. Этот крюк вешают на боковую панель (на кромку). Он служит для того, чтобы на него подвесить приборную панель. Таким образом, она будет висеть, с одной стороны, на этом крюке, с другой — на проводах. С помощью этого можно сделать так, чтобы электронный программатор и индикаторы не отключать лишний раз.

Как поменять сливной насос в стиральной машине Bosch

Замена насоса: делаем это правильно

Такая разновидность самостоятельного ремонта стиральной машины Bosch, как замена сливного насоса. представляет собой ответственное мероприятие, требующее неукоснительного соблюдения порядка как демонтажа, так и обратной сборки. Воспользоваться услугами профессионалов сервисного центра, разумеется, в этом случае проще и разумнее, но не всегда это представляется возможным. Чтобы обойтись без посторонней помощи, необходимо познакомиться с несколькими главными моментами, связанными с самостоятельным ремонтом стиралок фирмы Бош.

Замена сливного насоса в первую очередь предполагает снятие передней панели. В этом нет ничего сложного, а во всех моделях с фронтальной загрузкой передняя панель устроена одинаково. Сначала извлекают отсек для моющих средств. Потом в правом нижнем углу находят саморез и выкручивают его. После этого приступают к снятию нижней панели. Для этого выкручивают сначала саморез, расположенный рядом со сливным фильтром, а потом все находящиеся под панелью саморезы.

Затем нужно снять манжету дверцы люка, а это уже более трудная задача. Используя отвертку, снимите фиксирующий манжету металлический обруч, после чего произведите демонтаж самой манжеты. Делают это очень осторожно, чтобы избежать ее повреждения, в противном случае понадобится и ее замена. Демонтировать переднюю крышку не составляет особого труда — ее нужно просто потянуть снизу в направлении на себя. Это позволит открыть доступ к внутренним частям.

Требует учета один важный момент. До замены помпы нужно открепить идущие к замку люка провода. Конструкция стиралки сложна, но найти в ней насос не составляет особого труда. Его месторасположение — нижняя часть машины (см. рисунок). Достать его тоже нетрудно: на задней стенке насоса находят три винта и отвинчивают их. Следующий этап самостоятельного ремонта — это монтаж новой помпы, после которого производят сборку, строго придерживаясь обратного порядка. То есть сначала возвращают на место переднюю крышку, потом манжету, металлическое кольцо, вкручивают саморезы, ставят нижнюю панель и в завершение — отсек для моющих средств.

Распространенные ошибки

Как следует из мануала (инструкции по эксплуатации), замена сливного насоса не представляет собой ничего сложного, особенно для тех, уже имел дело с конструкцией стиральных машин Bosch. Тем не менее самостоятельный ремонт не всегда производится без ошибок. Чаще всего недостаточно бережное отношение к манжете люка приводит к ее повреждению. Страдают так же и контакты, которые приходится отключать или подключать снова: в результате неаккуратных манипуляций они теряют целостность. Все это может привести к тому, что стирка будет сопровождаться проблемами.

Ремонт стиральной машины bosch своими руками


Смотрите также:

  • Ремонт мтз своими руками
  • Ремонт беговых дорожек своими руками
  • Део нексия ремонт своими руками
  • Ремонт стартера бош своими руками
  • .

    remtem.ru

    ?Как разобрать стиральную машину Бош своими руками

    Рейтинг автора

    Автор статьи

    Мастер с 12-летним стажем. Ремонт стиральных машин и холодильников.

    Написано статей

    Стиральная машинка-автомат (СМА) собрана из множества деталей и комплектующих. Все они упрятаны в корпус и взаимосвязаны. Чтобы отремонтировать машинку, проверить или заменить какой-то узел или деталь, приходится разбирать аппарат. СМ «Бош» пользуются спросом среди наших потребителей. Они надежны и функциональны. Но ни одна стиралка не застрахована от поломок. Зная, как разобрать стиральную машину Бош, вы в любой момент сможете своими руками устранить многие неисправности и заменить изношенные элементы.

    Подготовка к разборке

    Чтобы правильно выполнить разбор стиральной машинки Bosch, нужно сначала ознакомиться с ее устройством. Представляя, где находится тот или иной элемент, легче выполнять демонтажные работы. Стиральные машинки Bosch Maxx 6 (Бош Макс 6), Bosch Maxx 5 (Бош Макс 5), Bosch Maxx 4 (Бош Макс 4) и многие другие модификации этой марки разбираются по одной схеме.

    Перед тем как разобрать стиральную машинку Bosch, нужно запастись всеми инструментами, которые понадобятся по ходу процесса:

    • Ключами — гаечными и разводными. Размеры — разные. Желательно иметь целый набор.
    • Молотком, а еще лучше — несколькими молотками разных размеров. Какой применять — зависит от вида неисправности и модификации СМ.
    • Отвертками. Так как в стиралке встречаются элементы, закрепленные разными шурупами, понадобится два вида отверток — крестовая, шестигранная, с прямым шлицом.
    • Плоскогубцами.
    • Долотом.

    Аппарат придется выдвигать на свободное пространство — чтобы разбирать такую громоздкую технику, нужно много места.

    Порядок демонтажа

    Чтобы не запутаться во время разборки, наметим план. Как разобрать стиральную машинку Бош — последовательность демонтажа:

    • все стенки;
    • контейнер для моющего сердства;
    • управляющая панель;
    • электромотор, насос, трубчатый электронагреватель;
    • ремень привода, шкив;
    • амортизаторы, противовесы;
    • впускной клапан, трубки, прессостат;
    • фильтр, патрубки;
    • люк и УБЛ;
    • бак.

    Отключение

    Наиболее простой этап. Он важен — от него зависит ваша безопасность. Разборка стиральной машины Bosch начинается с отключения всех коммуникаций. Отсоедините аппарат от водопроводной трубы, от канализации, отключите от электросети.

    Разборка СМА Bosch

    Действуйте строго в указанной ниже последовательности.

    Убираем крышку

    Посредством крестовой или шестигранной отвертки выкрутите винты (две штуки), расположенные сзади. Сдвинув верхнюю панель на себя, приподнимите ее вверх. Но соблюдайте осторожность, иначе можете пораниться острыми краями крышки. Уберите снятый элемент подальше — чтобы не мешал.

    Убираем панель управления

    Извлеките контейнер для стирального порошка. Нажмите на центральную защелку и, двигая его вперед, выньте наружу.

    За контейнером вы обнаружите болты. Разжав защелки и помогая себе отверткой, снимите управляющую панель. Отсоединяйте все проводки, идущие к ней. Но сначала сделайте фото — чтобы затем присоединить провода правильно. Можно и не отсоединять провода — пусть панель болтается на сервисном крюке.

    Демонтируем нижнюю панель

    Нужно снять нижнюю фасадную стенку — эта часть стиралки прикрепляется с помощью защелок. Снять нижнюю крышку совсем просто — разожмите защелки.

    Снимаем переднюю панель

    Распахните дверку. Перед тем как разобрать дверцу стиральной машины Bosch, следует выкрутить винты и снять ее — она держится на петлях. Действуйте осторожно, чтобы не испортить стеклянное окошко.   Заправив внутрь манжету и поддев хомут отверткой, сдерните люк.

    Открутив болтовые соединения, на которых крепится замковое устройство, извлеките УБЛ. Отсоединив провода от УБЛ, уберите замок.

    Откручивайте один за другим саморезы, на которых крепится фасадная стенка. Снимите ее.

    Снятие задней панели и противовесов

    Открутив болтовые соединения, которыми крепится стенка, уберите ее. Станут видны «внутренности» машинки. Теперь откручивайте планку, соединяющую  половинки корпуса. Действуя подходящим ключом, уберите противовес, расположенный наверху. Потом аналогично уберите противовесы, находящиеся возле загрузочного люка.

    Разбираем верхнюю часть

    Вам предстоит извлечь бак — деталь громоздкую, поэтому следует расчистить пространство внутри аппарата и демонтировать комплектующие, имеющие с баком соединения.

    Уберите кюветку, отсоединяя соответствующий патрубок. Входной клапан также отсоедините от своего патрубка. Далее наступает очередь прессостата и фильтра, подавляющего помехи. С прессостата снимают трубку. Все отсоединенные детали извлекают наружу. Вверху ничто не мешает извлечению узла.

    Разбираем заднюю часть

    Возвращайтесь в заднюю часть, чтобы снять крепежные соединения и детали:

    • приводной ремень;
    • ведущие к мотору проводки;
    • болты, удерживающие электромотор на подвесах.

    Пошатывая движок, извлеките его. Будьте осторожны — мотор очень тяжелый.

    Извлечение насоса

    Положив стиралку набок (на левую сторону), уберите дно — если таковое имеется.

    • с помощью пассатижей нужно разжать хомут патрубка слива;
    • уберите проводки, подсоединенные к помпе;
    • выкрутите болты, фиксирующие помпу — доставайте ее.

    Извлекаем бак

    Отсоедините проводку от ТЭНа — в «Бошах» он расположен впереди, внизу бака.

    Нагревательный элемент не вытаскивайте, чтобы не разорвать уплотнитель из резины — он не восстанавливается после повреждения. На стенах может крепиться проводка, которую держат жгуты — их перекусывайте с помощью кусачек. Демонтируйте амортизаторы.  Теперь снимайте бак и вытаскивайте через переднюю часть.

    Достаем барабан

    Дело близится к завершению. Остается узнать, как разобрать барабан стиральной машины Бош. В СМА этого бренда бак разборной — это большой плюс. Отсоединив шкив, блокируйте его вращение подпоркой. Открутив болт, размещенный по центру, переходите к болтам, соединяющим половинки бака. Снимайте верх.

    Повернув нижнюю часть, увидите здесь шток — бейте несильно молотком по нему, чтобы достать барабан. После извлечения барабана стали доступны подшипники. Их достают так: сначала извлекают сальники, поддевая отверткой; затем с помощью долота и молотка выбивают подшипник.

    Разобрав СМ, осмотрите ее элементы — если что-то износилось, замените. Теперь вы можете увидеть, сколько накипи образовалось на ТЭНе и стенках бака, если пренебрегали профилактической чисткой. Прежде чем ставить назад элементы, почистите их — это продлит срок их службы.

    Полезное видео:

    Как оказалось, разобрать стиралку не так уж сложно. Полученные навыки пригодятся вам, если понадобится заменить какой-либо элемент — подшипник или ТЭН, своими руками.

    270076.ru

    Диагностика неисправностей стиральных машин Bosch 🚩 Мелкий ремонт

    Чтобы диагностировать последнюю неисправность стиральной машины Bosch, нужно закрыть люк, поставить все программы «ВЫКЛ» и подождать несколько секунд. Затем необходимо выбрать отжим, после чего индикатор старта начнет мигать. Затем следует нажать на кнопку смены скорости отжима и одновременно выставить программный селектор на слив. Машина высветит один из следующих кодов: F16 – означает плохо закрытую дверцу, F17 – проблемы с набором воды, F18 – проблемы со сливом воды, F19 — неполадки ТЭН, F20 — датчик температуры NTC, неполадки реле, F21 – неполадки с приводом двигателя, F22 — датчик NTC, F23 – указывает на утечку воды, F40 – проблемы с входным напряжением, F63 – неполадки модуля управления.

    Если тестовая диагностика не запускается, чаще всего это означает, что в машине проблема не с составляющими, а с платой управления.

    Чтобы проверить неисправность того или иного кода и стереть последнюю ошибку из памяти стиральной машины Bosch, нужно установить селектор программ в одно из следующих положений. Для проверки приводного мотора необходимо выбрать 3, для проверки насоса – 4, для ТЭН – 5, для клапана залива горячей или холодной воды – 6 и 7, для клапана залива воды (основная стирка) – 8, для клапана залива воды (предварительная стирка) – 9. Тест звуковых сигналов проводится при выборе 9, автоматический тест FCW – при выборе 12, быстрый автоматический тест – при выборе 14. В разных моделях Bosch диагностика двигателя запускается в положении 3 или 4.

    Довольно часто ремонт стиральных машин Bosch сводится к замене неисправных элементов, однако она не является единственным выходом. Так, при проблеме с электромотором, владелец машины может самостоятельно его демонтировать и отнести в сервисный центр по ремонту электрооборудования. Также в некоторых случаях срок эксплуатации двигателя можно значительно продлить, установив в него новые щетки.

    Определить наличие сбоев в двигателе можно с помощью режима тестовой диагностики и отсутствию вращения машинного барабана.

    Попытки восстановления электродвигателя самостоятельным ремонтом стиральных машин Bosch являются менее затратными, чем его полная замена. Для достижения максимального эффекта ремонт должен выполнять опытный и квалифицированный мастер – это даст гарантию долгой и бесперебойной работы двигателя. Владелец стиральной машины, не имеющий навыков в ремонте моторов, может только снять двигатель для ремонта, а затем установить его назад – но не более.

    www.kakprosto.ru

    устройство, разборка, починка и сборка

    Главное умение – разобрать стиральную машину, а потом опять собрать. Поговорим сегодня про указанное свойство, про детали и узлы, наполняющие прибор. Это поможет выполнить самостоятельный ремонт стиральных машин. Будем двигаться от моделей Бош, на группу похожи Zanussi. Ariston – вовсе копия, лишь порядок разборки чуть другой, а ТЭН часто стоит в задней части бака.

    Устройство стиральной машины

    До углубления в дебри расскажем, какие составные части обнаруживаются у типичной стиральной машины. Детали потребуется снять с установленной последовательности, чтобы добраться до нужного места:

    1. Панели: передняя, задняя, верхняя, цокольная передняя.
    2. Лоток для моющего средства.
    3. Панель программатора.
    4. Барабан с баком и муфтами.
    5. Утяжелители бака.
    6. Двигатель.
    7. Рессоры.
    8. Помпа.
    9. ТЭН.
    10. Прессостат.

    Разборка стиральной машины Бош

    Верхняя панель стиральной машины

    Перед работой выньте шнур питания из розетки. Допустимо получить легкий удар током, коснувшись вилки. Обычное дело. Малая доля энергии запасается в конденсаторе. У Бош вначале полагается снять верхнюю панель. Это обеспечит удобный доступ к остальным частям. Понадобится ключ TORX. На задней стенке в верхней части по бокам видна пара болтов. Открутите их. Осторожно снимите верхнюю панель, впереди крепится на двух защелках. Теперь обеспечен удобный доступ к фронтальной части.

    Панель программатора стиральной машины

    Снимайте цокольную панель, стандартно крепится на защелки и поддается умелым рукам и отвертке. Потом потребуется удалить аккуратно лоток для моющих средств. В левой части панели программатора откроются пара шурупов, на которых запчасть держится. Открутите их. Панель программатора лучше не отстыковывать, если не требует ремонт. Просто перекиньте через верхнюю раму, где конструкция полежит до окончания работ. Теперь время браться за фронтальную панель. Крепится на четыре шурупа:

    • два в нижней части;
    • два в верхней части.

    Фронтальная панель стиральной машины

    Моментально не получится отсоединить переднюю панель, сюда прикреплена муфта барабана. Снимите окольцовку, крепящую резину вдоль окна загрузки. Чаще присутствует пружина, которую нужно слегка растянуть. Чтобы резиновая муфта не мешала, затолкайте ее внутрь стиральной машины. Оголится пара шурупов, потребуется отвинтить. Снимите фронтальную панель.

    Утяжелители бака, шланги и ТЭН

    Короб лотка для моющих средств соединяется толстым шлангом с баком, сидит на хомутах. Снимите требуемый. В направлении наливного отверстия отходит пара трубок. При необходимости отстыковываются. У Бош обычно два утяжелителя для бака, фронтальный и верхний. Снимите по очереди, выкрутив болты. ТЭН часто располагается спереди. Перед съемкой сфотографируйте разъемы. Это поможет при сборке. ТЭН прижимается одной пластинкой, прихваченной гайкой. Если предполагаете снять нагреватель стиральной машины, ослабьте гайку, аккуратно приложив дощечку, ударьте молотком, чтобы стронуть ТЭН, который, возможно, прикипел при эксплуатации.

    Ремонт стиральных машин Электролюкс проходит по схожей схеме. ТЭН находится сзади. Забегая вперед скажем, что конфигурация панелей корпуса схожая. Для чистки нагревателя от накипи просто снимите заднюю стальную панель стиральной машины. Отсоедините проводку, сфотографировав ее, потом проведите необходимые операции.

    В нижней части бака заметим тонкую подходящую трубку. Это щуп прессостата, следящий за уровнем воды. Отстыкуйте его. Дренажный шланг находится в низу бака стиральной машины и держится на хомуте. Отвинтите болт и снимите резиновую подводку. У Бош часто кабели ТЭНа крепятся на передней части бака. При необходимости отсоедините.

    Задняя панель стиральной машины, двигатель

    Пришло время задней панели. Она часто сделана из стали и прикручена множеством шурупов по периметру. Через заднюю панель достигается доступ к двигателю, стоящему на полозьях прямо на баке. Сфотографируйте электрические соединения, это в дальнейшем упростит сборку. Снимите ремень со шкива, осторожно ослабьте крепежные болты мотора, но полностью не откручивайте. Слегка поелозьте двигатель вправо и влево, чтобы отстал от полозьев. Лишь потом снимайте агрегат. Делайте осторожно – в агрегате львиная доля массы стиральной машины. У Аристон в нижней части задней панели обнаруживается пластиковая вставка, допускающая доступ к двигателю.

    Система амортизации бака стиральной машины

    Бак крепится двумя рессорами внизу и двумя пружинами вверху за центр. У Бош сложно снять быстро верхние элементы. Рекомендуется просто открутить рессоры, потом снять бак с барабаном. Если помните, утяжелители стиральной машины уже удалены, общий вес двух деталей окажется не столь велик. Ремонт стиральных машин Zanussi отличается: проще снять вначале именно верхние пружины.

    Бак стиральной машины

    Снимите с бака шкив. Для этого он фиксируется любыми подручными средствами, потом аккуратно снимается гайка. Бак, подобно бочонку из Киндер-Сюрприза, состоит из двух половинок, которые держатся на болтах и пластиковых защелках. Внимание! Пластиковые защелки бака не удастся разобрать без повреждений, они просто обламываются. Если у читателей получится сделать по-другому, оставьте указанный крепежный элемент в целости и сохранности. Кстати, при обратной сборке потрудитесь установить новый уплотнитель между половинками.

    Перед разбором бака на две части сделайте простую вещь. Поставьте пластиковый бочонок на деревянные бруски валом вверх. Аккуратно стукните по оси резиновым молотком, чтобы вал соскочил с подшипников. После разборки барабан легко вынимается из половинки, мастер получает доступ к сальнику. Если сальник течет, в подшипники попадает вода, и век стиральной машины не окажется долгим. Понять, что вышла из строя указанная часть, удастся, не разбирая корпус. Во время цикла стиральная машина гудит как ракета.

    Интересно проходит ремонт стиральных машин Ardo. Часто нет нужды разбирать полностью агрегат, чтобы получить доступ к барабану. Сняв заднюю стенку, обнаружите хомут, охватывающий бак и сидящий на резиновой прокладке. Отстыкуйте деталь, задняя стенка бака выйдет вместе с барабаном.

    Это удобно при чистке ТЭНа и стенок от накипи и отложений. Сборка несколько сложнее. Потребуется четко выровнять заднюю стенку, проложить уплотнитель, наложить и ровно зажать хомут. С этой точки зрения ремонт стиральных машин Ардо, касающийся замены подшипников, занимает меньше сил и времени.

    Замена манжеты стиральной машины

    Подробно описали, как разобрать стиральную машину. Остаются вопросы, к примеру, с заменой манжеты. Потребуется снять фронтальную панель. Крепежные болты чаще находятся под цоколем (так сделано у AEG), верхняя пара располагается под панелью программатора (к примеру, Ariston). При необходимости снимаем лоток, под ним находим пару шурупов, откручиваем. Теперь панель программатора легко снимается. Откручиваем четыре шурупа фронтальной панели, снимаем окольцовку манжеты. Для этого поддеваем в районе пружины, тянем на себя. Под манжетой порой находится дополнительная пара шурупов, стоит отвинтить. При отстыковке передней панели будьте осторожны, в районе замка стандартно присутствует пара проводков для контроля закрытия дверцы перед началом цикла. Отсоедините проводку.

    Чтобы заменить манжету, не нужно снимать фронтальный утяжелитель бака. Просто аккуратно тяните резину на себя, она понемногу выйдет. Новый уплотнитель ставьте руками, желательно обойтись без отвертки. Обратная сборка проводится в порядке, противоположном указанному.

    Как заменить подшипники стиральной машины

    Проделайте операции, указанные выше, до изъятия барабана из бака. В Ардо это просто, в остальных случаях придется попотеть. Вал барабана обнаруживает ряд уступов, которыми опирается на подшипники. Первым снимается сальник, кольцевая деталь на внутренней стенке бака по оси. Это делается простой отверткой, аккуратно, чтобы не повредить изделие.

    Подшипники выбиваются стамеской и резиновым молотком. Они разных размеров, установить неправильно новый комплект не получится. Рекомендуем заснять с обеих сторон бака подшипники, чтобы знать, какой стороной ставить. Не всегда детали симметричные. Обратно подшипники забиваются резиновым молотком до упора в стенки. Потом проводится сборка, сложного нет!

    Самостоятельный ремонт стиральных машин требует глубокого знания конструкции. Разобрав корпус, возможно приступать к оценке работоспособности узлов. В отдельных случаях сразу понятна причина неполадки. Рекомендуем обращать повышенное внимание на коды ошибок, выдаваемые дисплеем. Срок эксплуатации стиральной машины повысится, если раз в полгода чистить дренажную помпу, неплохо сальник смазывать… Ремонт стиральных машин-автомат дело непростое, но интересное. Дерзайте!

    vashtehnik.ru

    Устройство стиральной машины Бош

    Зачем нам знать устройство стиральной машины марки Bosch? Ответ на этот вопрос очевиден – чтобы суметь ее отремонтировать. Ведь изучая устройство той или иной модели стиральной машины, мы учимся ее разбирать, узнаем о ее сильных и слабых сторонах и, в конце, концов, набравшись опыта, сможем не только осуществить ремонт любого вышедшего из строя узла, но и дать рекомендации пользователю относительно особенностей эксплуатации домашней помощницы марки Бош. Давайте изучим устройство стиральных машин данной марки вместе.

    Части панели управления

    Чтобы проще было рассказывать про устройство стиральной машины марки Bosch, мы решили условно разделить модули «домашней помощницы» на четыре основные группы:

    • части панели управления;
    • части корпуса;
    • электрика, бак и барабан;
    • гидравлика.

    К сведению! Речь пойдет не только о внутренних, но и о внешних модулях стиралок Bosch.

    Каждая из этих групп включает довольно большое количество разнообразных деталей, о которых мы и будем говорить. Наша приоритетная задача определить функции каждой детали, а также точное их расположение в корпусе стиральной машины Bosch. Начнем рассматривать устройство панели управления. Панель управления стиральной машины данной марки состоит из целого ряда элементов.

    1. Внешней части корпуса панели управления с выемкой для порошкоприемника и посадочными разъемами для селекторов и кнопок.
    2. Накладки на внешнюю панель с обозначениями и надписями на русском языке.
    3. Микросхемы и ее крепежных элементов.
    4. Сетевого конденсатора.
    5. Защитного кожуха сетевого конденсатора.
    6. Шнура электропитания.
    7. Внешняя панель порошкоприемника.
    8. Механизм селектора.
    9. Селектор переключения режимов стирки.

    На рисунке ниже вы можете увидеть схематичное изображение этих деталей и мест их расположения. В зависимости от модели стиральной машины Bosch количество и расположение деталей ее панели может отличаться. 

    Корпус

    Теперь плавно перейдем к рассмотрению устройства корпуса стиральной машины марки Bosch. Корпус абсолютно всех стиралок этой марки состоит из 28 внутренних и внешних элементов, давайте их перечислим.

    1. Верхняя стенка стиральной машины Bosch (крышка).
    2. Накладка на впускной клапан.
    3. Крышка сервисного люка.
    4. Крепление наливного шланга.
    5. Правый транспортировочный болт.
    6. Левый транспортировочный болт.
    7. Правая, левая и задняя стенка.

    Важно! Правая, левая и задняя стенка стиральной машины Bosch образуют монолитный корпус, поэтому на схеме их всегда обозначают вместе и одной цифрой.

    1. Ключ для регулировки ножек.
    2. Специальный поддон, имеющий особую форму.
    3. Ножки с резьбой, позволяющие регулировать их высоту.
    4. Нижняя передняя вытянутая панель.
    5. Нижняя передняя короткая панель.
    6. Крепежный элемент передней панели.
    7. Петля загрузочного люка.
    8. Крепежный элемент манжеты (хомут).
    9. Основание крышки люка.
    10. Окошко люка.
    11. Декоративная панель крышки люка.
    12. Крепежные шпильки.
    13. Рукоятка люка.
    14. Механизм запирающего устройства на крышке люка.
    15. Втулочки.
    16. Передняя стенка стиралки Бош.
    17. Крепежные элементы, удерживающие переднюю панель.
    18. УБЛ.
    19. Верхняя распорная планка.
    20. Нижняя распорная планка.
    21. Фиксирующие защелки верхней стенки (крышки).

    Устройство корпуса стиральной машины марки Bosch наиболее простое, да и в разборке он довольно неприхотлив. Если сравнивать разборку корпуса стиральных машин Indesit или Антант с разборкой корпуса машины Бош, можно заметить, что последнюю разбирать значительно проще. Не нужно ни специальных ключей, ни особой сноровки, все, как говорится, сделано для людей.

    Электрика, бак и барабан

    Наиважнейшие части стиральной машины марки Бош – это электрика, бак и барабан с его приводным механизмом и двигателем. Самые сложные и проблемные неисправности обычно возникают именно там, и именно к этим элементам мастерам часто приходится получать оперативный доступ. О каких деталях идет речь?

    1. Болт шкива барабана.
    2. Большой шкив барабана.
    3. Задняя стенка бака.
    4. Подшипники.
    5. Приводной ремень.
    6. Стопор механизма барабана.
    7. Металлический барабан и крестовина с втулкой.
    8. Большая уплотнительная резинка бака.
    9. Противовес–стабилизатор верхний.
    10. Два больших винта, шайбы и гайки для крепления противовеса.
    11. Болты для крепления электромотора.
    12. Передние держатели двигателя.
    13. Электромотор.
    14. Щетки.
    15. Задние держатели двигателя.
    16. Стойки.
    17. Фиксирующая часть нагревательного элемента.
    18. Нагревательный элемент.
    19. Термистор.
    20. Фиксирующий манжету хомут.
    21. Резиновая манжета люка.
    22. Тонкая резиновая прокладка.
    23. Стабилизатор-противовес передний.
    24. Передняя половина бака.
    25. Пружины для подвешивания бака.

    Устройство этой группы модулей не исчерпывается вышеперечисленными элементами. Дополнить список могут многочисленные фишки, провода и клеммы, которые соединяют электрические модули в единую цепь.

    Гидравлика

    Гидравлика стиральной машины Bosch представляет собой группу модулей и вспомогательных элементов, которые помогают обеспечивать поступление воды, приготовление смеси порошка и воды, стирку, полоскание, а также сброс отработанной смеси в канализацию. Элементов в группе тоже довольно много, тем не менее, их обязательно нужно перечислить.

    1. Парный впускной клапан.
    2. Изогнутая трубка на распределитель порошка.
    3. Крышка порошкоприемника.
    4. Проточный фильтр сеточка.
    5. Шланг залива воды.
    6. Проточный фильтр сеточка.
    7. Крепление, удерживающее сливной шланг на корпусе.
    8. Прямой патрубок (от наливного клапана к распределителю порошка).
    9. Ниша кюветки для порошка.
    10. Кюветка для порошка.
    11. Хомут большого патрубка смесителя.
    12. Большой патрубок смесителя.
    13. Хомут сливного патрубка.
    14. Шарик-поплавок.
    15. Шланг слива воды.
    16. Большой сливной патрубок.
    17. Воздушный переходник.
    18. Длинная прессостатная трубка.
    19. Прессостат.
    20. Помпа, которая в свою очередь состоит из элементов.
    21. Мусорный фильтр.
    22. Пластиковый корпус.
    23. Резиновая прокладка.
    24. Длинный сливной патрубок (тонкий).
    25. Крепление патрубка.
    26. Крепление вывода патрубка.

    Сходства и различия

    Устройство стиральной машины, которая выпускается под маркой Бош можно назвать унифицированным. Внутри этих стиралок собрано все лучшее, что есть в автоматической «домашней помощнице», все то, что проверено временем, и доказало свою работоспособность. Расположение деталей, в основном, довольно удобное, добраться можно до всего что нужно, но есть и особенности.

    Главным отличием современных стиральных машин марки Бош можно считать продуманность конструкции. Причем проявляется это в мелочах.

    Передняя панель снимается очень легко и крепится на обычные винты (5 штук). Никаких хитрых элементов в виде пластиковых зажимов, салазок и шурупов с необычными шляпками. Пара ключей и крестовая отвертка – это большая часть инструментов, которые потребуются для разборки.

    Важной конструкционной особенностью можно считать хромированный люк, который дополнительно защищен двойным остеклением. Пробить его случайно практически невозможно, если конечно вы не станете махать кувалдой рядом со стиралкой Bosch.

    Еще одной конструкционной особенностью можно считать расположение амортизаторов. Да и сами амортизаторы на машинах Бош стоят не совсем обычные – фрикционные. Два амортизатора стоят слева от бака, и один стоит справа, что обеспечивает практически идеальное гашение центробежной силы и вибрации. Амортизаторы выходят из строя редко, но если такое случится, то поменять их можно своими руками без проблем.

    Производитель стиральных машин Бош заботится о безопасности своей техники. Практически все современные модели имеют полную защиту от протечек, контроль пенообразования и защиту от вмешательства детей.

    Нельзя сказать, что современные стиралки марки Бош не похожи на машинки конкурентов. Много общего у «бошей» со стиральными машинами марки Siemens, AEG, другими немецкими стиралками. Однако следует отметить, что в отличие от дорогущих стиральных машин Siemens и AEG, Боши традиционно куда более доступны по цене.

    Итак, изучив конструкцию нескольких моделей стиральных машин Bosch можно с большой толикой уверенности браться за их разборку и ремонт. Тем более производитель позаботился о том, чтобы его техника поддавалась ремонту: винты откручиваются проще, шкивы снимаются легче, бак разборный, передняя панель снимается «на раз», а что еще нужно начинающему мастеру! Удачи!

    mashmaster.ru

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *